Я был в КНР в году, наверное, 2004, по работе - в командировке. Обычно, те, кто ездит в Китай - ограничиваются посещением новых "витрин социализма" - крупнейших мегаполисов, где сосредоточены основные "отрасли", которые могут интересовать иностранцев, - бизнес и туризм.
Я был в Пекине, затем - в "глубинном", т.н. "провинциальном" Китае. В провинциальном в кавычках - потому что население этого города было в пределах нескольких миллионов человек (да, по меркам Китая - это, оказывается, "глубокая провинция"; читай - "захолустье").
В Пекине у нас были переговоры, а в "провинции" - завод, на котором, собственно, надо было "решить проблему", из-за которой мы и прилетели в Поднебесную.
Первое, что меня поразило - это чудовищный, буквально какой-то сюрреалистический контраст. Сначала был Пекин: автобаны и небоскрёбы; штаб-квартира в оружейном концерне с водопадами в холле, отполированными до зеркального блеска каменными полами и двумя огромными, высотой, наверное, под три метра, стилизованными каменными львами; персонал концерна в строгих чёрных костюмах и чёрные же сверкающие чистыми полированными боками служебные автомобили бизнес-класса (крутые даже по меркам США); традиционный торжественный ужин на 24 блюда; и всё такое - одним словом, лоск и крутизна.
А потом - ... По пути в провинцию мы проезжали населённые пункты - что-то типа наших сёл, расположенных вдоль трассы. Они не были "заброшенными", и по местным меркам не считались трущобами, но... Когда мы проезжали мимо, я видел местных жителей, готовивших себе пищу в чугунных котелках, на кострах, в пыли - прямо на обочине дороги. А лачуги, которые ютились вдоль трассы - были, в общем-то, подстать увиденному способу приготовления пищи.
В городе, бывшем целью нашей поездки, ситуация, конечно, была получше: он очень ярко напомнил мне воспоминания из глубокого детства, - СССР: пыльные прямые улицы, серые жилые многоэтажки, люди на улицах в помятых штанах и старых, поношенных пиджаках - в большинстве случаев не совпадающих ни по цвету, ни по фасону со штанами. После лоснящегося Пекина - видеть такое было очень неожиданно.
И, когда мы останавливались на заправке или в кафе - купить воды и перекусить, меня поразила реакция местных, смотревших на нас ...как то странно. Естественно, я задал вопрос сопровождающему - что, собственно, не так с нами с точки зрения аборигенов? Ответ - убил наповал: "Это - глубокая провинция; они видят европейцев-иностранцев впервые в своей жизни". Блядь, и это - в городе с населением в 3+ миллиона человек?!.
А затем был Завод, расположенный на окраине города, в 5 минутах езды от "спального района" (ну, так этот "пыльно-советский" район выглядел).
Завод был режимным: четырехметровая бетонная стена по периметру с тремя рядами колючей проволоки сверху и постовыми вышками, с вооружённой "Калашами" охраной и тамбурным КПП. В принципе, ничего особо необычного как для производственного объекта "оборонки", но был там и интересный нюанс: работники завода жили прямо на территории комплекса, внутри периметра. Прямо там же были их общежития, детский сад, какие-то продуктовые магазины, столовые, гостиница (достаточно сносная, кстати: не "звёздная", конечно, но - чистая и со всеми удобствами)... Не знаю, был ли для простых рабочих выход в город свободным, но инфраструктура объекта - в принципе, не подразумевала его "покидание".
Дальше - "контрасты" только усиливались: в старых цехах там стояло вполне современное оборудование, и несколько станков - даже "хай-тек" класса: "аxyеть - космос!", как пояснил мне мой техник-украинец. Это было круто: дощатые, крашеные буро-коричневой краской полы в придбаннике-тамбуре, фанерные шкафчики для переодевания рабочих, и "аxyеть-космос!" в цеху...
А вечером был "официальный ужин" - не в периметре, а в городе, в ресторане. С участием Директора завода, двух его замов и Главного инженера. Ужин, окончательно повергнувший меня в детство - в поздние 80-е: как по стилю ресторана и по "прикиду" хозяев (всё те же пиджаки и не попадающие "в тон" им штаны), так и по их "менталитету" - с увлечёнными рассказами об успехах завода, выполнении плана, повышении качества бытового обслуживания сотрудников, и аккуратным избеганием "скользких" тем, касающихся "западной политики". Да, мы были для них иностранцами-"буржуями", "капиталистами", у которых они ловко купили технологию - впрочем, к удовлетворению всех участвовавших сторон. И - да! - на ужин они "кушали" водку; много и с удовольствием - совсем как в СССР (в других странах на подобных мероприятиях в нашей отрасли "не бухают").
Ну, а проблема, решать которую мы приезжали, не разрешилась: как оказалось, стремясь сэкономить на "импортных комплектующих", они попытались скопировать и самостоятельно изготовить один из компонентов изделия. Который у них не получился. Этот компонент был исключительно злое6учим - отбраковка его даже у нас, в Украине, достигала 60%. У них же, в Китае, этот компонент вообще не мог получиться, в принципе: химсостав воды, использовавшийся в производстве, - не подходил. "No chance", как говорится: ТОЛЬКО импорт из Украины. Заводчан этот вердикт, конечно, расстроил; но сопровождающих из штаб-квартиры Корпорации - откровенно развеселил: они были специмпортёром, и поставки комплектующих, в том числе и этого злое6учего компонента, - были их бизнесом. Ну, только частью их бизнеса, конечно...
После посещения завода у меня сложилось чёткое впечатление, что я побывал в Советском Союзе: и внешний антураж, и менталитет заводчан - полностью соответствовали эпохе "развитого социализма". И - заводчане, действительно, работали "за идею": "Даёшь освоение новых специзделий для повышения обороноспособности Родины в максимально сжатые сроки!".
Как им удалось в одной стране совместить эту социалистическую идейность рабочих завода с холодным рационализмом сотрудников Корпорации, работающих исключительно за деньги - в классическом исполнении "капиталистического бизнеса", - хyй-их-маму-знает. Наверное, так же, как и крашеные дощатые полы со станками "аxyеть - космос!", старые поношенные пиджаки на заводе - с водопадами в штаб-квартире Корпорации, чёрный сверкающий бизнес-седан нв столичных номерах - с котелками в придорожной пыли провинциальных обочин, и нищету - с показушным богатством.
Не думаю, что за прошедшие с той моей командировки годы там что-то кардинально изменилось; скорее, наоборот - контрасты только усилились. И я скажу так: все эти "кричащие" противоположности - не приведут к добру; слишком уж большая разница между ними. Китай попытался совместить несовместимое - удерживая все эти абсолютно полярные компоненты в едином целом. Но это - противоестественно; это удерживается вместе исключительно каким-то чудом. А чудо - долго продолжаться не может; рано или поздно оно исчезнет - и всё это неприродное "несовместимое совмещенное" рухнет, разлетевшись на мелкие осколки...
Так же, как и СССР в начале 90-х.