3 октября Россия предъявила Соединенным Штатам ультиматум. От пиндосов потребовали: сократить военную инфраструктуру и численность своих войск в странах НАТО, вступивших в альянс после 1 сентября 2000 года; отменить «закон Магнитского» и закон «О поддержке свободы Украины»; а еще — отменить все антироссийские санкции. Кроме того, от Америки потребовали и контрибуцию, а именно: не только компенсировать ущерб от санкций, но также возместить и потери от введения контрсанкций, введенных самой Россией. Можно было предположить, что Москва получила некое невиданное оружие, которое немедленно заставит американцев с позором капитулировать.
Однако нет, сей ультиматум содержится в законопроекте о прекращении действия российско-американского соглашения об утилизации избыточного количества оружейного плутония. Подписанный еще в 2000 году документ предполагал, что каждая из сторон должна уничтожить по 32 тонны оружейного плутония. Дело в том, что в 90-х годах обе страны существенно сокращали свои ядерные арсеналы. В результате чего и образовалось избыточное количество плутония — чрезвычайно опасного радиоактивного элемента, «утечка» которого может привести к практически неустранимым последствиям. Предполагалось смешивать плутоний с ураном и облучать в реакторах. Полученное в результате топливо рассчитывали использовать в атомных электростанциях. Россия намеревалась создать международный фонд, который и должен был финансировать утилизацию плутония. Через 10 лет после подписания документа был оформлен и дополнительный протокол к нему, который вводил отдельные процедуры контроля, в частности, предоставляющие гарантии того, что будет утилизироваться именно тот плутоний, который извлечен из боеголовок.
Надо сказать, что Россия продвинулась дальше США в этом процессе. Если верить чиновникам Росатома, уже построен завод, который и должен был вырабатывать топливо. Американцы же строительство своего завода приостановили и решили вести захоронение плутония в специальных хранилищах. Это обстоятельство и послужило поводом к тому, что Кремль решил отказаться от выполнения соглашения. Мы-то плутоний ликвидируем, а коварные американцы смогут извлечь его и снова использовать для изготовления ядерного оружия! И вот теперь Россия тоже намерена хранить тонны своих радиоактивных материалов.
Претензии Кремля — откровенно надуманные. По договору СНВ Россия и США могут иметь всего лишь по 1550 боеголовок. А из складированного плутония каждая из сторон может произвести аж 17 тысяч ядерных боеприпасов! То есть Москва исходит из того, что США то ли выйдут из этого договора, то ли будут тайно его нарушать.
Очевидно, осознавая несерьезность подобных претензий, Кремль и решил дополнить их аргументом о том, что произошло «коренное изменение ситуации в области стратегической стабильности». Тут-то авторы законопроекта и подчеркивают, что Россия может сохранить соглашение — если американцы примут условия военно-политической капитуляции. В противном случае Москва, о ужас, сохранит все свои тонны плутония…
Похоже, в недрах президентской администрации функционирует специальное подразделение, в задачу которого входит поиск еще сохраняющихся договоров и соглашений с США в сфере безопасности. С тем чтобы отказаться от них в максимально идиотской форме. Понятно, что в ответ в Вашингтоне лишь недоуменно пожмут плечами. То, что Кремль останется при своем плутонии, существенным образом на стратегическую стабильность не влияет. Это соглашение — из совершенно другой эпохи, когда Россия и США сотрудничали в области уменьшения ядерной угрозы и ядерного нераспространения. Ведь добраться до находящегося в хранилищах плутония — заветная мечта как террористов, так и диктаторов. И до тех пор, пока радиоактивные материалы не уничтожены, такая возможность (пусть теоретически) сохраняется.
Сейчас же мы находимся в ситуации новой холодной войны. И Кремль не просто отказывается от наследия периода российско-американского сотрудничества в сфере безопасности, но и пытается доказать подведомственному населению, что России способна причинить ого-го-какой ущерб Америке! Ущерб настолько серьезный, что самое время предъявлять Штатам ультиматумы. Дипломатия, похоже, закончилась совсем. Начался беспробудный сон разума…