Чекистское мышление

Чекистское мышление

История 2012 года, но очень актуальная. По ней хорошо видно, каким образом происходит проникновение агентов советских спецслужб в западный научный, деловой и политический мир. Если раньше в советские времена их приходилось со всеми предосторожностями засылать, то теперь органы просто подбрасывают в западные университеты своих людей как кукушка яйца в чужие гнезда. Страшно представить, сколько их за 20 лет было выращено. И сколько осталось на Западе для того, чтобы дальше изображать местную научную, деловую и политическую общественность.

Сейчас, я думаю, эти процессы усиливаются, а число студентов-засланцев возрастает. Чем хуже политическое положение путинского режима, тем больше потребность в агентах за границей.

***

В 2012 году на юридическом факультете университета им. Гумбольдта в Берлине состоялся двухдневный студенческий семинар на тему: «Сравнение секретных служб Германии и Российской федерации» (Geheimdienste in Deutschland und der Russischen Föderation: ein Vergleich).

Присутствовать могли все желающие, которых кроме 6–7 студентов-докладчиков было двое (включая меня). Очень интересно было посмотреть на то, как немецкие студенты работают с такой темой.

Оказалось, что здорово работают.

Были рефераты по истории российских секретных служб; по правой основе функционирования секретных служб в Германии и России, по их структуре, полномочиям и задачам, о методах контроля за спецслужбами и т.д. Очень детально и глубоко, на мой непрофессиональный взгляд. Поскольку все это шло по кафедре российского права, то студенты, как мне показалось, все были с русским языком в той или иной степени, и, в основном, с русскими корнями. Но – явно выросшие в Германии.

Сюрпризом оказался последний доклад, на тему «Чекистское мышление» («Referenzen zur Geschichte des Nachrichten Dienstes:čekistisches Denken»). Автор – высокая длинноногая красотка модельного вида, с прекрасным немецким языком.

Смысл доклада сводился к тому, что при Дзержинском «чекисты» полностью соответствовали знаменитому определению «холодная голова, горячее сердце, чистые руки», при Хрущеве, Андропове, Крючкове и позже – тоже соответствовали. И только при Сталине произошли временные отклонения от идеала.

И что главной целью деятельности «чекистов» сегодня должна являться борьба за «духовную безопасность», то есть за охрану традиционных ценностей. При этом цитировала Дугина.

Это все настолько не соответствовало смыслу и уровню происходящего, что я некоторые время думал, что это все шутка. Другие, по-моему, тоже. Но перекосило, кажется, всех. Ей пытались осторожно объяснять что-то из юриспруденции, но все парировалось решительно и с милой улыбкой. Никакой рефлексии или неудобства.

Я тоже наводящие вопросы задавал, типа, имеет ли юридический смысл понятие «духовные ценности», и может ли борьба за них со стороны спецслужб иметь правовую и конституциональную основу, но безуспешно.

Потом справился, кто она такая. Оказалась, что из Москвы, доучивается в Берлине и одновременно – аспирантка Дипломатической Академии МИДа. То есть, скорее все за спиной – МГИМО. Или МГУ.

Все это отлично показало, какими методами сегодня ГБ готовит себе смену и кадры для руководящей работы за границей и проникновения в западные академические круги.

Формально, у девицы очень скоро будет все – отличное знание языков, диплом уважаемого западного университета, научный титул… Со стороны – все ок. Открытый путь в западные университеты на стажировки, участие в международных проектах и т.д. Вариантов много. Причем эта девица явно из самых глупых. Более способные на ее месте просто постарались бы не выделяться. И наверняка не выделяются.

Поди, докажи, что студентка липовая. Что такую даму близко нельзя к академическому миру подпускать, да и вообще лучше к ней не приближаться.

Сейчас, ввиду последних путинских законов и введения тотального контроля над научными контактами с заграницей, даже вполне невинные доклады на международных конференциях должны сначала проходить проверку в органах на предмет сохранения государственной тайны.   В таких условиях можно смело предположить, что рекомендации на учебу или стажировку за границей получают в большинстве своем нужные органам люди. А ненужные – не получают.  

Слава Богу, что пока не обрезаны пути для учебы за границей для тех, кто никак не связан с путинской научно-образовательной системой. Но, боюсь, что их доля в общем количестве российских студентов и стажеров на Западе не очень велика.

Дмитрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ