Коррупция вместо реформ: почему министры уходят из правительства Украины

Коррупция вместо реформ: почему министры уходят из правительства Украины

«Профессионал» не у дел

​Приглашенный из Литвы министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус в среду объявил, что решил подать в отставку. У получившего гражданство Украины чиновника, по его словам, больше нет желания «быть ширмой для откровенной коррупции». По его словам, на Украине произошла «резкая активизация блокирования реформ». «Эта активная работа направлена на то, чтобы парализовать нашу работу. От неожиданного снятия охраны министра и его семьи до назначения сомнительных личностей в мою команду», — сказал министр (цитата по 112.ua).

Против отставки Абромавичуса высказались послы стран Европейского союза, США и Канады. В последний год Абромавичус и команда профессионалов приняли важные решения по продвижению жестких, но необходимых экономических реформ, чтобы помочь стабилизировать украинскую экономику, искоренить повальную коррупцию, говорится в заявлении послов Канады, Франции, Германии, Италии, Литвы, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Будущее Украины зависит от работы профессионалов, которые ставят интересы граждан Украины выше собственных, важно, чтобы лидеры Украины перестали отстаивать свои узкие интересы и продолжали реформы, говорится в заявлении.​

Президент Петр Порошенко, заняв пост в июне 2014 года, в числе приоритетов своей работы называл прекращение военного конфликта, борьбу с коррупцией, реформирование органов МВД, децентрализацию. В начале этого года он говорил о том, что многие реформы начали реализовываться, обратив внимание на то, что «война еще никогда не привела к тому, чтобы кто-то процветал».

На сайте Национального совета реформ, возглавляемого президентом, отслеживается исполнение реформ по 18 направлениям. Реализуемыми по графику там указаны 12 реформ: судебная, децентрализация, дерегуляция и развитие предпринимательства, правоохранительной системы, системы национальной обороны и безопасности, налоговая реформа, программа продвижения интересов Украины в мире, реформы сельского хозяйства, управления государственной собственности, финансового сектора, конституционная реформа и реформа государственных закупок. Реализация ​​всех их оценена более чем в 50%, причем децентрализация по графику выполнена на 84%.

В зоне риска значатся три реформы: обновления власти и антикоррупционная, реформы энергетики и образования. Значительно отстают от графика реформы государственного управления и системы здравоохранения.

Шаги против коррупции

Подводя итоги 2015 года, Порошенко в качестве достижения​​ привел начало работы антикоррупционных органов. За год, прошедший с формирования коалиционного правительства, на Украине были созданы четыре специальных органа для борьбы с коррупцией: Национальное антикоррупционное бюро, Специальная антикоррупционная прокуратура, Национальное агентство противодействия коррупции и Национальное агентство для поиска и управления активами, полученных от коррупционной деятельности. Принят был и программный документ — Антикоррупционная стратегия на 2015 — 2017 годы.

Однако в полную силу все перечисленные органы пока не заработали. Так, штат антикоррупционного бюро укомплектован только наполовину — работать начали пока 70 детективов, сообщает сайт совета реформ.

Расследование обвинений Абромавичуса может стать первым громким делом бюро. Детективы Национального антикоррупционного бюро Украины начали в среду проверку фактов, изложенных Абромавичусом, касающихся возможного вмешательства в работу МЭРТ со стороны первого замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» Игоря Кононенко и других народных депутатов, сообщили украинские новостные агентства.

Регулярным критиком темпов реформ стал губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, чьи соратники рассматривают возможность формирования политической партии, системно борющейся с коррупцией.

Реформы без конца

Государство отчиталось о начале бюджетной и налоговой децентрализации, результатом внедрения которых стало увеличение в первом полугодии доходов в местные бюджеты на 12 млрд. гривен (40 млрд руб.). Завершить процесс децентрализации должны изменения в конституцию, но пока они не приняты, процесс децентрализации идет на низовом уровне. «На основном низовом уровне — в громадах — реформа началась и идет, согласно закону об объединении громад. Более 8% громад уже объединились. В марте будут довыборы, и мы подойдем к отметке в 10%. Новая волна объединений пойдет с июля, когда люди реально увидят результаты бюджетной децентрализации», — говорил в интервью газете «Зеркало недели» Анатолий Ткачук, директор по науке и развитию Института гражданского общества.

Отдельной похвалы от президенты на итоговой пресс-конференции удостоилась глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе, приглашенная из Грузии. Она отвечает за создание патрульной полиции — подразделений, отвечающих за общественную безопасность. Новые патрули заработали в Киеве, Одессе, Львове, Харькове, Днепропетровске, Ивано-Франковске и др. Однако охватить всю страну новая полиция пока не смогла.

Забуксовала и реформа здравоохранения, которую должен был проводить также приглашенный из Грузии министр Александр Квиташвили. Законопроекты о реформе здравоохранения, которые он подал в Верховную Раду, были заблокированы комитетом по здравоохранению. В Минздраве утверждают, что руководство комитета продолжало лоббировать свои интересы и не понимало, почему Минздрав отказывается жить по формуле «ты нам — мы тебе», в частности, депутаты предлагали министру выделить средства на лоббируемые ими программы, а тот отказался.

Квиташвили написал заявление об уходе, но парламент отставку не принял. В результате конфликта Рада стала чинить препятствия реформе, а Квиташвили так и не понял, почему его реформу не поддержала Рада, пишет украинский обозреватель Олег Гавриш для журнала «Новое время».

Пока сложно сказать, какая сфера украинской жизни была успешно реформирована, об успехах на этом направлении говорил только вице-президент США Джозеф Байден, но в Украине успехи не очевидны и не видны, категоричен украинский эксперт Кость Бондаренко.

Полина Химшиашвили, РБК