Для того чтобы определить, есть ли цензура в том или ином СМИ, надо проделать очень простую операцию. Сравнить значимые события в реальности с теми событиями, которые отражаются в СМИ. Если есть несовпадения, причем эти несовпадения могут иметь политический или иной конъюнктурный мотив, то велика вероятность, что имеет место цензура. В советские времена СМИ молчали о Новочеркасской трагедии 1962 года, замалчивали Чернобыль, многие другие события, которые не вписывались в картину мира, нарисованную советской пропагандой.
Современная путинская пропаганда предпочитает события не замалчивать, а искажать до неузнаваемости, что вполне логично в современных условиях, когда информация все равно просочится, поэтому неприятное событие выгоднее забросать грязью, а не делать вид, что его не было вовсе. Именно так поступили государственные и прокремлевские СМИ по отношению к первому Форуму свободной России, который прошел в Вильнюсе 9-10 марта. На Форуме собрались более 150 человек, которые представляют несистемную оппозицию путинскому режиму. Из них полтора-два десятка тех, кого можно считать «первым рядом» оппозиционной мысли. Лилия Шевцова и Гарри Каспаров, Андрей Илларионов и Артемий Троицкий, Евгений Чичваркин и Альфред Кох, Илья Пономарев и Евгения Чирикова, Александр Рыклин и Евгений Киселев — вот далеко не полный перечень участников Форума, чье участие может вызвать интерес у той части российских граждан, которым не нравится нынешний режим.
Тем удивительнее оказалась позиция тех российских СМИ, которые, не будучи ни в коем случае оппозиционными, тем не менее заявляют себя в качестве свободных, независимых и плюралистичных. Речь, прежде всего, о телеканале «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы». Никакого Форума свободной России для этих СМИ не было. Центральными событиями на сайте «Эха Москвы» в этот отрезок времени были: большой видеоматериал, в котором политолог Алексей Мухин, один из наиболее кондовых и рептильных прикремлевских «экспертов», постоянно бубнящих одно и то же в эфирах ток-шоу у Соловьева и Толстого, сообщает о своих политических оценках и прогнозах.
Аудитория «Эха» была в деталях ознакомлена с «анализом» текущего момента от политологов Сергея Маркова, Глеба Павловского и Станислава Белковского, а также с важными рассуждениями некоего доселе неизвестного профессора из города Мадрида, который подробно объяснил, почему он, находясь в Мадриде, будет голосовать за Путина, а не за Явлинского. Помимо мадридского профессора взгляд из-за рубежей нашей Родины на мировой процесс представляла на «Эхе» такой видный мыслитель, как Тоня Самсонова, которая теперь дарит свои мысли аудитории «Эха» в формате серии «Писем из Лондона».
О первом Форуме свободной России более-менее подробно можно было узнать на заблокированных в России сайтов «Каспаров.ру» и «Ежедневного журнала». Почему «Эхо» и «Дождь», имеющие на порядок большую аудиторию, решили следовать глубоко советской традиции и не увидеть в упор значимое событие, приглашение на которое они, по данным организаторов, загодя получили, остается догадываться.
Доказательством того, что это событие значимое, может служить тот ажиотаж, с которым Форум свободной России освещался российским официозом. Большой сюжет на «России-24», на Первом канале, в киселевских «Вестях недели», отдельный часовой сюжет в «Воскресном вечере» Владимира Соловьева, «Комсомолка», «Известия» — вот далеко не полный перечень тех сил, которые были брошены на то, чтобы объяснить россиянам, какие плохие люди собрались на минувшей неделе в Вильнюсе и какие беды для каждого россиянина от них могут исходить.
«Сборище психов и уголовников»
В Советском Союзе каждый, кто выступал против советской власти и не верил в победу коммунизма, считался либо уголовником, либо сумасшедшим. Или и тем и другим одновременно. Когда Владимира Буковского в 1971 году арестовали в четвертый раз, накануне в «Правде» вышла большая статья, в которой он был назван «злостным хулиганом, занимающимся антисоветской деятельностью», то есть уголовником. Потом, когда его обменяли в 1976 году на Луиса Корвалана, на кухнях была популярна частушка: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана…». Продолжение писать не буду, там дальше матерное про Брежнева, все и так помнят. А до этого академик Андрей Снежевский, директор Института психиатрии, обнаружил у Буковского изобретенную им, Снежевским, «вялотекущую шизофрению». То самое мифическое заболевание, которое этот академик ранее отыскал у генерала Григоренко.
Дело в том, что генерал-майор Петр Григорьевич Григоренко выступал за такие вещи, как свободные выборы, сменяемость всех должностных лиц, включая высшее звено, за права крымскотатарского народа. Естественно, что ничем иным, кроме как психическим расстройством, подобные взгляды советское начальство объяснить не могло.
В ментальности путинского официоза произошел столь глубокий сдвиг в совок, что сегодня любое инакомыслие так же объясняется либо уголовщиной, либо безумием. Участники Форума свободной России полвека спустя выступают примерно с тех же позиций, что и диссиденты Григоренко и Буковский. И их так же, как предшественников, объявляют психами и уголовниками.
Александр Гришин в «Комсомолке» подробно объяснил, кто есть кто на этом Форуме. Значит так: Каспаров — взяточник, Кох — контрабандист, Чичваркин людей крадет, Илья Пономарев — ворюга несусветный, Илларионов — сумасшедший. Не вполне понятна сущность Лилии Шевцовой, а также Льва Пономарева, которые также участвовали в этом Форуме, но тут ведь все просто: был бы человек, а клеймо найдется. Очевидно, ко второму Форуму, который планируется на сентябрь, ярлык будет навешен на каждого участника, а сам Форум, скорее всего, удостоится отдельной «Анатомии».
Максим Соколов в «Известиях» от 11.03.2016 выступает примерно с тех же позиций. Он также напирает все больше на уголовно-психиатрическую характеристику участников Форума, не особо утруждая себя анализом содержания. Разница лишь в том, что известинский колумнист, судя по всему, вообще плохо себе представляет, о чем пишет. Поскольку данное мероприятие колумнист Максим Соколов упорно называет форумом «Открытой России», то, видимо, поэтому он решил, что этот форум финансирует Михаил Ходорковский, который на самом деле никакого отношения к Форуму свободной России не имел. Но, поскольку у известинского колумниста Максима Соколова почему-то случилась в голове такая путаница, он на этом построил массу всяких аналогий, ехидных шуток и прочего сарказма.
Наиболее подробный разбор этого «преступного сборища» (цитата) был дан в «Воскресном вечере» Владимира Соловьева 13.03.2016 года. Это был настоящий суд. Первым с обвинительным словом выступил Ж., который начал с того, что дал исчерпывающую характеристику некоторым участникам Форума. «Кох — он мне всегда не нравился. Каспаров — это вообще невозможно! Шахматист — играй в шахматы, тренируй детей в сельском клубе. Чирикова — лес защищала, дозащищалась — теперь за границей сидит! Они все отвратительны! Все ухмыляются! СПС — то же самое, ухмыляется. Все — цэрэушники!». После этого детального анализа несистемной оппозиции Ж. так же подробно объяснил, какой должны быть правильная оппозиция и чем она должна отличаться от правящей партии. «Оппозиция как пиджак. Вот я ношу однобортный. А кто-то предпочитает двубортный. Разница в нюансах». После чего Ж. твердо заявил, что правильная оппозиция — это он, Ж., ну и КПРФ. А эти, они как Курбский, как Герцен — это не оппозиция, а враги России.
Все время, пока Ж. обличал несистемную оппозицию, он почему-то смотрел и прямо тыкал пальцем в сторону Бориса Надеждина и обращался непосредственно к нему: «Вы просто противны! — делился он своими чувствами с Борисом Борисовичем. — Вот, помню, Ходорковский — смотреть противно! С президентом встречается, а сам ухмыляется. Касьянов — я с ним встречался — смотреть противно!».
Сам же Борис Надеждин и в этой передаче, и в российской политике играет роль все более изумительную. Во-первых, еще в декабре 2015-го стало известно, что Надеждин хочет идти в Госдуму от партии «Единая Россия», для чего собирается участвовать в праймериз этой партии. При этом он продолжает числиться оппозиционером и именно в этом качестве участвует в ток-шоу Владимира Соловьева. В данной передаче он выступал в роли защитника участников Форума свободной России. Но делал это удивительным способом. Прежде всего он заявил, что сам бы никогда и никуда не поехал, чтобы со стороны критиковать российскую власть. После чего он сообщил, что ему отвратительны взгляды и предложения некоторых участников Форума. Затем попытался оправдать постыдное поведение оппозиционеров тем, что их обижали российские СМИ. Тем самым выставил оппозиционеров детьми, которые от обиды делают глупости.
Одно из самых отвратительных явлений российского правосудия — это бесплатный защитник, которого государство предлагает тем, у кого нет своего адвоката. Это мировая практика, но у нас она превратилась в нечто особенное. На деле такие защитники часто становятся придатками следствия и помогают прокурору поглубже «закопать» своего подзащитного. Борис Надеждин, как и большинство «демократов по вызову», все чаще играет роль такого «навязанного адвоката».
Одним из главных обвинений против участников Форума стали свидетельства сотрудника ВГТРК Павла Зарубина, который рассказал, как его обижали в Вильнюсе, отказывались с ним общаться и в конце концов выдворили из Литвы. Все в студии, от Ж. до коммуниста Калашникова, вдруг превратились в защитников прав СМИ и преисполнились негодования. В качестве бесплатного адвоката несистемных оппозиционеров в этом случае выступил чешский журналист Иржи Юст. Он так же, как и Борис Надеждин, постарался сначала осудить своих подзащитных, заявив, что «журналистов трогать вообще нельзя». Это было довольно странное заявление, учитывая, что на видео было хорошо видно, что это именно сотрудник ВГТРК Павел Зарубин бежит за Гарри Каспаровым, хватает его за одежду, сует ему микрофон в лицо, а тот просто пытается оградить свое личное пространство от хама с удостоверением СМИ.
В студии Соловьева не оказалось ни одного человека, знакомого с профессиональными нормами журналистики, одна из которых гласит: «Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом». Это цитата из Кодекса профессиональной этики российского журналиста, но подобные нормы есть во всех странах.
Цель Соловьева и ему подобных манипуляторов — собрать в студии людей, которые, как правило, ничего не понимают в той сфере, от которой они выступают в качестве экспертов. «Журналистов», которые совсем не знают норм профессии, несмотря на то что им учат на младших курсах журфаков. «Историков», которые убеждены в том, что «племя ариев спустилось с Карпатских гор и заселило русскую равнину вплоть до форта Росс». «Экономистов», знающих, что цену на нефть определяют четверо мужиков, которые после торгов собираются в соседнем баре пить пиво. Это не анекдоты, а цитаты из главной политической дискуссионной площадки на государственном ТВ.
Цель такого подбора очевидна. Полные нули в своей профессии, которых назначили в эксперты, абсолютно управляемы. Пригласи Соловьев в студию Наталью Зубаревич, Лилию Шевцову или Андрея Илларионова, и программа тут же сойдет с колеи. А так можно втюхивать зрителю полную ахинею, которую затем Левада-Центр обнаруживает в головах граждан и сообщает этим гражданам уже в качестве общественного мнения. Кстати, об оппозиции. По данным Левады-Центра, самым известным оппозиционером в России является лидер ЛДПР, господин Ж., которого в качестве оппозиционера знают 69% опрошенных. Совсем немного ему уступает лидер КПРФ, Зюганов, которого знают 63%.
Инквизиторы
«Нужно ли нам цветение радужной Европы с ее генитальными подснежниками?» — вопрошает пресс-релиз акции в Краснодаре, в ходе которой группа молодых людей в ночь на 14 марта вместо традиционного чучела масленицы сожгла книги американского писателя Генри Миллера. «Лучше ядерная зима, чем черная весна», — провозгласили свой выбор юные поборники нравственности.
Власть решила всерьез взяться за воспитание молодежи. И ее (власть) можно понять. Вот смотрите. По итогам 2015 года мировой ВВП вырос на 3%. Российский упал на 3,7%. Международная торговля сократилась на 11%, товарооборот России упал на 33%. Из 20 крупнейших экономик мира положение России самое худшее. Прогноз на 2016 год: будет хуже. В этой ситуации самое время подумать о душе. Вернее, о душах и умах молодежи. Поэтому по предложению Путина создано Общество русской словесности, которое, опять-таки по предложению Путина, возглавил патриарх Кирилл.
Обнародованию и обмусоливанию этой благой вести Владимир Соловьев посвятил добрую треть своего последнего «Воскресного вечера». Тон обсуждению задал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), который объяснил, что в российских школах и вузах происходит страшное. Детей и молодежь целенаправленно отучают от русской классической литературы. Не велят читать про Наташу Ростову и Родиона Раскольникова. Поэтому Россия скатилась в бездну неграмотности и безверия. И теперь вся надежда на патриарха Кирилла, который сможет преодолеть силы тьмы и пробить дорогу нации к свету.
К сожалению, епископ Тихон не назвал поименно тех, что вверг наш самый читающий народ в пучину безграмотности и бескультурья.
Не сделал этого и следующий оратор, депутат Вячеслав Никонов, который, правда, уточнил, что весь этот морок напал на нас в 2003 году, когда был принят новый образовательный стандарт. Когда он назвал год начала наступления зла, меня охватила растерянность. Как? Ведь это же… То есть не в проклятые 90-е? А при самом что ни на есть Путине? И как же теперь быть? Кто же виноват и что теперь со всем этим делать?
Потом все долго и вдохновенно ругали ЕГЭ, после чего филолог Владимир Аннушкин рассказал о своем опыте общения с учителями. Филолог Аннушкин их спрашивает, что есть бог? А ему один учитель и отвечает, мол, бог у каждого свой. Представляете, какой кошмар? — обратился к студии за сочувствием филолог Аннушкин. Все в студии сочувственно заохали и закачали головами. Можно себе представить, какой шок испытал бы филолог Аннушкин, если бы среди учителей школы, которая по Конституции РФ отделена от церкви, случайно обнаружился атеист или, страшно сказать, агностик.
Потом поэт Кублановский заявил, что русская литература остается святой, несмотря на всяких чернышевских и салтыковых-щедриных. И тут же предложил убрать из школьной программы «Отцов и детей», а чтобы Тургеневу не было обидно, взамен вставить его же рассказ «Живые мощи».
Глубинный смысл заботы президента и патриарха о школьном образовании пояснил епископ Тихон. Оказывается, нам надо сделать новый народ. И архимандрит Тихон Шевкунов обратился к двум положительным опытам формирования «нового народа». Оказывается, в 1992 году некие «канадские профессионалы» вошли в систему образования Украины и за 20 лет сформировали «новый народ», который настроен против России. Так что покража Крыма и гибридная война тут ни при чем — во всем виноваты «канадские профессионалы».
Еще более актуальный ориентир для подражания епископ Тихон обнаружил в немецком прошлом. Смотрите, как немцы в самом конце войны защищали Берлин. Погибло свыше миллиона наших солдат. Потому что Гитлер сделал новый народ из немцев, с плохо скрываемой завистью сообщил епископ.
После выступления епископа цели Общества русской словесности стали проясняться. Но точки над «i» поставил депутат Вячеслав Никонов, без которого эта организация была бы явно неполной. Он сказал, что «язык и литература слишком серьезные вещи, чтобы доверять их учителю». Поэтому так здорово, что эти серьезные вещи находятся теперь в надежных руках патриарха Кирилла и в его руках, депутата Никонова. И тут же уточнил, что «когда пытаются изменить душу народа, начинают с языка». После чего трагически объявил, что «ни один язык в истории человечества не исчезал так стремительно, как русский язык, поскольку количество людей в мире, которые говорят на русском языке, сократилось за последние годы на 50 миллионов».
Возможно, когда-нибудь, когда весь этот морок рассеется, кто-нибудь сможет объяснить Вячеславу Никонову, что именно он и его подельники из Госдумы, а также Владимир Соловьев со своими подельниками с госканалов и вся эта свора во главе с паханом из Кремля и есть виновники столь стремительного сокращения сферы русского языка. Поскольку именно они превратили русский язык из языка распространения великой культуры в язык вражды и ненависти. И именно от этой вражды и ненависти стремятся сегодня оградить себя те соседние народы, которые ранее были носителями русского языка. Что же касается замыслов по созданию «нового народа», которые огласил епископ Тихон, то есть уверенность, что это пустые хлопоты. Не успеют.