"Некоторые исторические закономерности во внешней политике России" - Шахмар Агабалаев

"Некоторые исторические закономерности во внешней политике России" - Шахмар Агабалаев

Последние годы из за неэффективности деятельности МИД-а РФ внешнеполитические проблемы приходится решать с применением армии. Ниже постараемся рассмотреть  причины, приведшие к такому исходу.
    Исторически Россия была очень сильной военной державой. По этому, она не была склонна к введению тонких дипломатических усилий,от которого дивиденты можно получить с истечением времени. Она предпочитала разрубить Гордиев узел, чем развязать. Придерживаясь такому методу,большевики разваленную империю восстановили с помощью Красной Армии. Захват власти большевиками привела к гражданской войне и огромной эмиграции кадрового потенциала страны. Последовавшие репрессии интеллектуальной части населения уничтожила государственные институты.Некоторые отрасли восстановили с помощью закупа оборудования и приглашения специалистов из заграницы. Но МИД не подлежал воссозданию таким методом. В этом ведомстве очень важна преемственность и опыт. Вместо уволенных и репрессированных кадров приглашались в основном молодые люди преимущественно выпускники партийных школ, преподаватели кафедр марксизма и ленинизма высших учебных заведений. Эти новые сотрудники нуждались в необходимой профессиональной подготовке, почти не знали иностранных языков и не имели опыта работы заграницей. Важнейшим критерием была партийность. По вышеуказанному принципу были назначены и руководители Наркоминдела (HКИД) и послы. Все это снижало эффективность работы НКИД-а. Поэтому она не смогла предугадать истинные планы нацистской Германии в отношении СССР.

    Германия начав компанию за мировое господство, старался не допустить ошибок первой мировой, войны на два фронта. В начальной стадии это ей удалось. Заключение пакта о ненападении с СССР помешала образованию тройственного союза между Москвой, Парижем и Лондоном. После этого разгромив Францию и нейтрализовав Англию, она основными силами ударила по СССР.
   Неквалифицированная работа МИДа облегчила задачу немцев.
   В 1939 году Председатель СНК Молотов сталь совмещать должность Народного комиссара иностранных дел. Он имел незаконченное экономическое образование,и был профессиональным партийным  работником  без опыта  дипломатической работы. Помимо этого чисто физически невозможно совмещать две такие  важные должности. Заместителями назначаются некомпетентные кадры в дипломатии  Вышинский, бывший прокурор и Деканозов работник спецслужб. При назначении близость вождю имело определяющее значение. Вышинский сблизился с Сталиным когда вместе с ним сидел Баиловской тюрме в Баку. Деканозов, урожонец Баку, по национальности был грузином и проявил себя во время чисток 30-х годов. Это тройка имела наибольший вес при принятии решений. При них начинается отход советского правительства от предвоенной политики направленной на обеспечение коллективной безопасности Европы к самостоятельному. Дальнейшие события показали что это было грубейшей ошибкой.
     Не считаясь интеграционными процессами произошедшими в Европе за 70 послевоенных лет, нынешняя российская внешняя политика допуская идентичные ошибки строить свою безопасность самостоятельно, опираясь только на армию и флот .
    С 1937 по 1941 год в в Берлине поменялось 5 послов. Частая смена, незнание иностранных языков, неимения  профессиональной подготовки мешало им адаптироваться в политико-общественной среде, навести нужные связи и войти в доверительные отношения с важными персонами. В результате невозможно было провести глубокую аналитическую работу по осмыслению истинных планов противника.

    Некомпетентность советских дипломатов хорошо видна при сравнение их работы с послами Франции и Германии. Посол Франции в Берлине Кулондр  (1909 года работник МИД-а)  при встрече с советским послом Астаховым в 1938 году, сообщает ему о готовящейся акции немцев против Англии. Также информирует его, что при определенных обстоятельствах Гитлер нападет как на Францию, так и на СССР. Астахов в своей телеграмме в Москву считает эту версию желанием посла, а не его убеждением. Как видим в информированности и анализе ситуации посол Франции на голову выше советского, так как немцы в дальнейшем поступили, как он предсказывал.
   С ноября 1940 года послом в  Германии работал Деканозов. 21 июня 1941 года получает донесение о начале войны ранним утром 22 июня. Не придает значения этой информации и отпускает всех работников посольства на отдых в воскресенье. Считаем, что здесь комментарии излишни.

    Посол Германии в СССР Шуленбург был кадровым дипломатом.Имел опыт работы  в Российской империи в должности вице консула в Варшаве и консула в Тифлисе.По этому хорошо знал Россию изнутри.Как участник первой мировой войны  прекрасно понимал пагубность войны с СССР. В дальнейшем  за участие в заговоре против Гитлера был арестован и повешен. Он писал в Берлин донесения завышающий экономический и военный потенциал СССР. В мае 1941 года в беседе с Деканозовым сообщил о планах Гитлера по нападению на СССР. Сделал это в надежде на то, что получив эту информацию советское руководство примет перманентные меры по предотвращению этой войны. Как видим из этого примера истинный профессионал Шуленбург, понимал ошибочность решений Гитлера и имеющимся у него ресурсами хотел спасти свою страну. То есть он проявил личную инициативу, взяв ответственность на себя по спасению своего отечества. Советских послов в этом вопросе, нечем отметить. Некомпетентность советских дипломатов не позволил увидеть в нем противника Гитлера.
 
    И после второй мировой войны СССР в решении большинства кризисов (Венгрия, Чехословакия, Афганистан) применял армию. Упор на армейские институты и недооценка дипломатической работы, как с союзниками, так и с противниками привело к гонке вооружению и к развалу СССР.
   Послевоенное время Громыко в течение 28 лет (1957-1985г) являлся министров иностранных дел СССР. На сегодняшний день русские эксперты считают его лучшим министром за историю советов и РФ. Мне бы хотелось несколько критически посмотреть на его деятельность. Он участвовал в создании ООН. Его заслугой считается включения право вето в арсенал стран постоянных членов СБ. С первого взгляда может показаться, что обладания правом вето очень важный инструмент. Потому что оно позволяло блокировать резолюции СБ, которые не удовлетворял СССР. Но одновременно право вето не стимулировал приближение позиций, не заставлял учитывать интересы противоположной стороны, закрывал дорогу компромиссам. В результате не удовалос преодолеть противоречия между сторонами. По нашему мнению тогда не было острой необходимости для обладания таким правом . Постоянных членов СБ являлось пять стран. США с Великобританией, СССР с Китаем были союзниками. Франция в то время отличалась своей независимой политикой. Если решения принималось бы большинством голосов, то для проведения нужной резолюции странам пришлось бы договариваться между собой в разных комбинациях. Это сближало бы их, усилилось бы взаимодоверие между ними. В результате снизилась бы международная разрядка . Из за право вето многие важные вопросы годами не находят своего решения. В результате падает доверие к этой организации.
 
    Сам Громыко 20 раз использовал право вето из за чего был прозван мистер "нет". До него так называли Молотова. Это значило, что с ними невозможно договариваться. Исторически лучшими министрами иностранных дел считались те, которые умели находить компромиссные решения.

    Громыко не лучшим образом проявил себя во время Карибского кризиса. Зная Америку изнутри, так как работал послом в США он должен был предположить, что американцы среагируют очень жестко на размещение ракет с ядерными боеголовками на Кубе. Поэтому должен быль противодействовать планам Хрущева в этом вопросе. Но и после случившегося не смог найти пути выхода из этого сложного положения. Некоторые его действия катализировали ситуацию.В донесении в Москву Громыко отрапортовал , что правительство США поражено смелостью акции СССР по оказанию помощи Кубе и отдает себе отчет в решимости Советского Союза дать отпор в случае нового американского вторжения на Кубу. Не информировал советского посла в США о размещении ракет на Кубе , из за чего посольства оказалось вне переговорного процесса. Увидев безрезультатность переговоров с Громыко, американцы стали искать не дипломатические каналы для установления связи с Хрущевым. Неформальная связь лидеров двух стран Кеннеди и Хрущева была установлена по так называемому каналу Скали - Фомин . По этому каналу Кеннеди передал советскому лидеру свои условия о путях решения кризиса, и конфликт благополучно был решен. Как видим в самый опасный период в отношениях СССР и США МИД остается в офсайде.
    Громыко не любил посещать Японию из за постоянных напоминаний о северных территориях. Он не предпринял ни каких мер для улучшения отношений с этой страной. Но налаживание связей с этой страной была очень важна для СССР. Япония являлся  хорошим противовесом для сдерживания экспансианистических устремлений Китая, так как в 1966 году из за территориальных претензий  к СССР между двумя странами произошла короткая локальная война. Советы всегда нуждались в инвестициях и новейших технологиях которые имелись в достатке в Японии. Громыко пользовался большим доверием Л.И. Брежнева, установил тесный контакт с Минобороны и КГБ. Он пользовался огромным авторитетом не только среди членов Полютбюро ,но и по всей стране .Поэтому если у него были бы определенные идеи по налаживанию отношений с Японией он смог бы его провести.Если учесть что еще в 1956 году страны были очень близки к подписанию мирного договора за счет передачи Японии двух островов из четырех которые Япония считает оккупированными, то миссия кажется не такой уж невыполнимой.
     При проведении параллелей в действиях США и СССР в отношении политики к Японии вырисовывается следующее. Американцы бросившее на Японию две атомные бомбы должны были быть злейшими врагами. Но они смогли наладить отношения со своим вчерашним врагом став с ним стратегическим партнером. Получилось так что из за четырех малых островов Советы и РФ до сегодняшнего дня потеряли Японию отдав карт- бланш в руки США. Это тенденция в политике России продолжается и сегодня. Помогая сепаратистам Абхазии и Северной Осетии они потеряли Грузию, присоединив Крым потеряли Украину. Забрав малое, терять большое стало привычкой русских политиков.
    Во время принятия решения о вводе советских войск в Афганистан Громыко вместе с Андроповым председателем КГБ сперва выступил против. В дальнейшем даже имея такого союзника не смог переубедить членов полютбюро о пагубности такого решения и присоединился к тем которые были за ввод войск .Это стало началом конца СССР. Значить он не обладал даром убеждения так нужный дипломату, не имел лидерских качеств без которого не возможно вести людей за собой, не любил плыть против течения. Если учесть что ему лучше всех были понятны к какой международной изоляции приведет это решение, изменения его позиции можно характеризовать как слабостью и безпринципностью.
   Как пишут историки, Громыко всегда хорошо изучал биографические данные и характеристику о своем собеседнике и тщательно готовился к встрече. Но как в таком случае он не смог углядеть в Горбачеве, с которым долгое время был знаком, слабого лидера.Он рекомендовал его в политбюро на должность Генерального секретаря ЦК КПСС и настоял на этом. Позднее когда Горбачев развалил страну, он признал свою ошибку.
   
    Громыко по образованию экономист. Его кандидатская диссертация была посвящена экономике сельского хозяйства США. Попал в МИД в 1939 году совсем случайно из за знания английского. Бытность министром написал несколько книг, исследования которых находились на стыке политологии и экономики. У него нет монографии посвященный чисто внешнеполитическим вопросам которые можно было сравнить с книгами "Большая шахматная доска" Бзежинского или "Ядерное оружие и внешняя политика" Киссенджера. Это показывает что международные политические отношение не его призвание. Отсюда становится ясным почему от него не мог исходить прорывные предложения и исполнение которые могли бы изменить историю СССР.

    Если сравнить Громыко с Кисинджером, государственным секретарем США читателям легче будет представить, чего может достичь хороший внешнеполитический деятель. Против 28 лет руководства Громыко в МИД-е он всего 8 лет играл доминирующую роль во внешней политике США. Кисинджер считал, что от нормализации отношений с Китаем выиграет весь мир и США. Из за размера и влияния Китая он считал это необходимостью. Кроме того Китай мог стать хорошим противовесом против Советского Союза. Начиная с лета 1969,в течение 2 лет между Никсоном и Киссинджером с одной стороны, и Чжоу Эньлаем и Мао Цзедуном с другой стороны происходил обмен сообщениями через посредников. Результатом этого взаимодействия стал тайный визит Киссинджера в Пекин. В ходе встреч с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем, Киссинджер договорился о будущем визите Никсона в Китай и обсудил вопросы, интересовавшие обе стороны. Главным условием потепления отношений для Китая был вывод войск США с территории Тайваня и признание его частью КНР. Визит Никсона в Китай состоялся феврале 1972. В ходе переговоров Никсон признал Тайвань территорией Китая и дал обещание вывести оттуда войска, когда в регионе «спадёт напряжение». Американская сторона для достижения цели нашла компромиссный вариант который удовлетворил обе стороны. Киссинджер сделал союзника СССР партнером США. После этого Китай стал отдалятся от СССР. Что значить для них КНР русские поняли когда оказались под западными санкциями. После применения санкций вес дипломатический и экономический ресурс РФ быль брошен в китайское направление для того чтобы вернуть прежние отношение. Но близкие связи с экономическим гигантом США делают Россию не интересным для Китая. Результат деятельности Киссинджера приносить свои плоды для американцев и сегодня.
    При Горбачевае первый секретар ЦК компартии Грузии Шеварнадзе быль назначен министром иностранных дел. После прихода к власти Горбачев знал что уйдет из восточной Европы и не будет воспрепятствовать объединению Германии. Претворение в жизнь этих планов он не мог доверит политикам имеющих сильные связи в Москве из за боязни противодействия. Для этой цели нужен был человек из перефирии и делитант в этих вопросах. Шевернадзе очень хорошо подходил к этой роли. Помимо этого они очень давно знали друг друга, так как регионы которыми они руководили были соседними. Сто процентное назначение в стиле 30-х годов. Главное партийность, доверие и близость вождю, а не профессионализм. Из автобиографии видно, что он несколько раз круто меняет ориентацию при выборе профессии. Медицину на партийную работу, далее работа в МВД, потом МИД (не знал иностранных языков). Очень сложно в таких ситуациях сохранить высокую планку. После назначения МИД разделился на два фронта. На тех кто хотел с ним сотрудничать и на тех кто не хотел. Команда раскололось и отсюда промахи. Во первых вывод войск из стран Варшавского договора произошло в очень короткие сроки. Поэтому военную технику вывезенную из этих стран, пришлось расположить в открытой местности. Также не были подготовлены казармы и здания для проживания солдат и офицеров. Шеварнадзе в этих вопросах и во время переговорах с американцами о разоружении не учитывал интересы военных. Далее при роспуске Варшавского договора не было подписано соглашения с НАТО о не распространения блока к границам СССР, хотя в кулуарах об этом говорилось. Думаем, эти промахи отзываются в сегодняшней внешней политики России в негативе. Российские эксперты считают ошибкой передаче США акватории Берингова моря по разделительной линии Шеварнадзе – Бейкера.

    Его отставка с поста министра иностранных дел после заявления о надвигающейся диктатуре можно характеризовать как слабость. Сильные политики выбирают борьбу. Его называли серебристом лисом. Но кого перехитрил этот лис на внешнеполитическом поле остается загадкой.
    С 2004 года министром иностранных дел России является Лавров . Время начала его работы министром совпало с периодом очень сильного антиамериканизма в мире. После бомбардировок Югославии и войны в Ираке в мире чувствовалось усталость от силовой политики США. В то время начался подъем Российской экономики. С ростом цен на нефть русские стали ощущать дивиденды, приносимые экономическим ростом. Они стали большим торговым партнером Евросоюза. Огромный потребительский спрос российского рынка делал их очень привилегированным партнером. Большой контингент мигрантов из постсоветских стран работающих в России в основном были успешны в своей деятельности. Их денежные переводы на родину составляли значительную часть валового национального дохода этих республик. Это создавало положительные пророссийские настроения. Россия вернулась в клуб великих держав. Вот в таком, очень положительном фоне началась министерская карьера Лаврова. Оставалось развить эти успехи , и можно было бы стать алтернативным центром притяжения для многих стран. Но получилось все наоборот. Русские стали повторять ошибку американцев и и стали решать большинства политических вопросов силовым методом что привело к большой конфронтации с западным миром
      Старт конфронтации был дан 2004 году. Тогда Лавров впервые за десять лет примениль право "вето" в СБ ООН. Проект резолюции подразумевал призыв к гражданам Кипра поддержать ооновский план воссоединения острова. Эта резолюция не затрагивала напрямую российских интересов.
.    Во время войны 2008 года, перенос боевых действий в глубь Грузии мир сталь считать выходом за рамки необходимой обороны и нарушением международного права.Основной причиной войны являлась  позиция  РФ  которая не способствовало  решению югоосетинского конфликта по нормам международного права. Лавров позвонив Госсекретарю США Кондализе Райс требует ухода Саакашвили от своего поста. Ему казалось, что Россия настолько сильна, что в телефонном разговоре сможет решить судьбу демократически избранного президента.Как видим  министр не утруждает себя нахождением вариантов для смягчения ситуации а желает решить вопрос в бруталном виде.

     После победы оранжевой революции в Украине Лавров не смог договорится ни по одному стратегическому вопросу с победившим прозападным президентом В.Ющенко. По этому на фоне разгоревшегося российско-украинского газового конфликта, в октябре 2005 года ,Лавров сообщил на закрытом заседании Совета Федерации РФ, что главным дипломатическим ресурсом страны являются газ, нефть и электроэнергия. Как видим, провалив переговорный процесс с Ющенко он хотел отыграться за счет газовой дубинки. В дальнейшем газовая дипломатия Лаврова стала работать против России. Повышение цен на голубое топливо, перманентное отключение газового клапана в холодные зимние месяцы охлаждали не только отношения между правительствами, но и отрицательно влияли на межнациональные отношения. Во вторых такое отношение к Украине насторожило и других покупателей российского газа. Эти страны испугавшись газового шантажа стали находить альтернативные источники. В результате снизилась выручка Газпрома (2017 году доходы  снизились 4 раза), следовательно и доходная часть бюджета РФ. Лавров, не сумев урегулировать отношения с Украиной, своим опрометчивым предложением нанес экономический ущерб своей стране и испортил имидж стабильного партнера.

     Украина стало зеркалом на котором хорошо были видны неэффективность работы МИД-а. Они не учли уроков оранжевой революции и успокоились после прихода к власти Януковича. Поэтому событиям "майдана" в Киеве МИД РФ оказался неготовым. Российские СМИ основную вину в этом возлагали на посла Зурабова. По образованию он экономист кибернетик. За свою трудовую деятельность возглавлял банк и страховую компанию. Далее работал председателем Пенсионного фонда. Быль министром здровохранения и социального развития. С 2009 года посол в Украине. До назначения послом к дипломатии отношения не имел.За этот промах Лаврова РФ заплатила очень дорого.
     Если сравнить послов США и РФ в Киеве вырисовывается следующая картина. И 5-и послов РФ в Киеве только один был выпускником МГИМО, остальные партийно-хозяйственные деятели. Поэтому российские послы были безинициативными.

    Из десяти американских послов проработавших в Украине все имеют образование имеющие отношение к внешней политике. До исполнения объязонностей в Киеве имели опыт дипломатической работы в других странах, в том числе и в постсоветских республиках, либо в Госдепе в отделах имеющих отношение к России.По числу работников американская миссия превосходила российскую более трех раз. Американские послы всегда старались быть на ввиду, и были очень активны в общественной жизни Украины. Победить такую команду оказалось не по зубам. Российские внешнеполитические служащие проигрывают американцам и в контактах с оппозицией. Без этого сложно представить себе полную политическую картину страны и принять правильное решение. Выложив все яйца в корзину Януковича Россия после его свержения оказалась в очень сложном положении. Так игнорирование оппозиции привела к тому, что после победы сторонников "майдана" не было ни одного политика партнера с кем можно было о чем то договорится. По этому РФ выбрала силовой вариант решения проблемы. Присоединение Крыма и поддержка сепаратистов на востоке Украины. Взамен получила экономические санкции от США и Евросоюза. И здесь Лавров ни с чем не смог помочь своей стране. Как известно санкции Евросоюз, применяет только в том случае, если есть консенсус всех стран. Лавров не смог договориться ни одной страной, чтобы остановить такое развитие событий. За истекшие годы ему не удалось решить эту проблему. В своем выступление перед депутатами Госдумы он говорить" Москва «не бегает и не пытается» уговорить партнеров отменить ограничения, считаю, что такое поведение недостойно РФ". Это равносильно признания своей неспособности решение этой проблемы.

     После сбитого российского самолета над Турцией в одном интервью Президент России В.В.Путин сказал, что он не знает кто такие эти туркаманы( этнические турки проживающие в Сирии). То есть если он знал бы об этом заранее, то мог бы действовать по другому. Следовательно, при подготовке международной составляющей Сирийской операции Лавровым были допущены серьезные промахи которые  на время испортили дружеские отношения двух стран. Лавров должен был проинформировать президента о чувствительных территориях для Турции. Может быть, в этом случае можно было бы избежать конфронтации между двумя странами.

.    В тот период Турция была единственной страной из НАТО, который не присоединился к санкциям Запада к России. Турция с пониманием относилась к политике России в постсоветском пространстве. Торговый оборот между двумя странами обошел аналогичный показатель Турции с США. У Турции как у России были сложные отношения, как с США, так и с ЕС. Как и Россия, Турция старалась восстановить свой потерянный политический статус на ближнем востоке. Большой поток русских туристов в Турцию культурно сближало два  народа. Очень хорошие личные отношения имели президенты стран. И вот в такой период когда МИД
должен был всеми силами укреплять и расширять достигнутое и тем самым расслабить западный блок в восточном направлении он своими неумелыми действиями играет на руку своим противникам. Турция сбила самолет не только за нарушения границы, но и за того что они бомбили туркоманов из за которых турки несли моральную ответственность. Способствовав ухудшению отношений с Турцией и не предпринимая никаких мер в обратном направлении, он в унизительном тоне отзывается о предложениях турков по нормализации отношений. На вопрос журналиста КП о стремлении турков по восстановлении отношений он отвечает "подлползают к нам с разных сторон". С таким дипломатическим языком успеха добиться очень сложно.
     Отношения между Турцией и РФ нормализовались  без участия МИДа. Один из крупных бизнесменов Турции через главу Дагестана Р.Абдулатипова передал   предложения Эрдогана по примирению.Эти предложения  удовлетворили  Путина. Как и во времена Карибского кризиса примирение происходить без участия МИДа.    
       Недавние жесткие санкции США к  некоторым российским бизнесменам произошло по вине Лаврова. Поданным некоторых СМИ это он убедил президента что запад не посмеет вести болевые санкции.
     При Лаврове происходит вопиющий случай в мировой истории дмпломатии когда ресурсы МИДа используются для контрабанды наркотиков.
     
     Лавров единственный глава МИДа в  Российской истории которого глава ведущей мировой державы(Тереза Мей) считает не достойным своего поста.
       
    В Российском МИДе трудятся 12 тыс. рботников. Это всего на тысячу меньше чем в Госдепе США. При паритете численности работников имеется большой разрыв в союзниках и и стран друзей, что еще раз доказыветь  что МИД РФ не справляется возложенными на него объязоннастями. Нет ни одного вопроса решение которого можно зачислить в актив МИДа. Ситуация настолько тревожна что даже самый близкий союзник  Армения  не желает  идти в фарваторе внешней полтики России. Фотографированием турецкой горы Агры Даг из Еревана армян больше не удержат.
     Лавров считая свою страну очень важной не видит других в равной плоскости. Отсюда вырисовывается неуважение к своему партнеру в виде нецензурного выражения во время телефонного переговора с министром иностранных дел Великобритании, не подчинение внутреннему приказу Генсека ООН о запрещение курения ,  в искажение мыслей своих зарубежных коллег во время пресс-конференций.

     Лавров считает Громыко лучшим министром за историю РФ и любить когда его сравнивают с ним. Просто хотелось еще раз напомнить читателям что последнее предложение которое в дальнейшем развалил СССР исходил от Громыко!
     Резюмируя вышесказанное можно увидеть что с 30 –х годов в работе МИД-а не произошло существенного изменения.    За этот период МИД не смог стать самостоятельным органом и выполнял поручения Полютбюро а в дальнейшем админстрации президента и Совета национальной безопасности.      Другая причина неэффективности МИД-а это неправильная концепция подготовки кадров. Если в западных институтах студентов обучают к критическому подходу актуальных вопросов то в МГИМО только в поддержку государственной версии. Это отнимает у людей инициативу и краетивность. Как в советское время так и в РФ МИД превратился в тихую гаван провинившиеся государственных и партийных чиновников высшего звена но приближенных к руководству страны. По этому нам в ближайший период не следует чересчур оптимистично настроится изменению стиля работы МИДа и повышению эффективности ее работы.

Агабалаев Шахмар
кандидат экономических наук
Баку,Азербайджан