Открытие счета в швейцарском банке: «Особенности национальной банковской системы»

Открытие счета в швейцарском банке: «Особенности национальной банковской системы»

Все больше наших сограждан желали бы видеть собственные деньги не в отечественных финучреждениях, а в банках за границей. Такое желание возможно  объяснить нестабильной политической обстановкой, и участившимися случаями банкротства  банков.

Существует масса причин, почему предприниматели для защиты своих капиталов выбирают Швейцарию. Глобальные макроэкономические проблемы,  девальвация местной валюты, политические  конфликты являются причиной, почему народ перестает верить в свою  финансовую систему. Коррупция и незаконные действия властей являются еще одной причиной, почему не только частные лица, но и бизнес выбирают для себя  сотрудничество с иностранным банком.

Швейцария глубоко засела в сознании современного общества, как одно из лучших мест для хранения сбережений.  Швейцария – юрисдикция с историей.  Швейцарские банки  имеют высокую репутацию, многовековой опыт работы с капиталами и могут предложить своим клиентам огромное количество финансовых инструментов, которые помогут не только сохранить  капитал, но и преумножить. Успешность банка зависит в первую очередь от квалификации его сотрудников, а Швейцария может себе позволить «купить» лучших специалистов мира для своего банковского сектора. Благодаря этому, швейцарская банковская система остается на лидирующих позициях, несмотря на мировые финансовые кризисы, нестабильность основных мировых валют и вектор развития современного мира на уничтожение банковской тайны.

Принимая решение об открытии счета в иностранном банке, собственник капиталов должен четко для себя сформулировать цели сотрудничества с банком. При выборе банка необходимо знать ряд особенностей, которые помогут в будущем избежать недоразумений и проблем.

Например, швейцарские банки возможно условно разделить на несколько категорий.

Инвестиционные банки.Это банки, которые специализируются на сохранении и приумножении капиталов клиентов. Инвестиционные банки очень негативно относятся к использованию клиентами счетов, для проведения расчетных операций обычной хозяйственной деятельности, такой как оплата поставок, каких либо услуг и прочего.

Расчетные банки. Это банки, которые специализируются на проведении именно расчетных операций обычной хозяйственной деятельности клиента. Такие банки также представляют услуги инвестирования капиталов, но, как правило, они не имеют собственных специалистов по инвестиционным стратегиям и пользуются этими услугами на условиях аутсорсинга, что неудобно и малоэффективно для клиента.

Инвестиционно- расчетные банки. Это банки, осуществляющие и инвестиционную деятельность, и предоставляющие услуги расчетных операций обычной хозяйственной деятельности клиента. На первый взгляд, такие банки «идеальны» для клиента. Но это только на первый взгляд. Так как такая «идеальность» стоит достаточно дорого для клиента. Позволяя пользоваться расчетными операциями в хозяйственной деятельности, «идеальные» банки хотят видеть неснижаемые остатки на счетах, минимальные (по их мнению) обороты за год, которые не являются минимальными в понимании основной массы клиентов, а также существенные суммы, инвестированные клиентом в банковские продукты.

Инвестиционные банки, в свою очередь, также можно разделить на несколько категорий.

Инвестиционные банки, которые предпочитают в качестве основной своей стратегии очень консервативный подход инвестирования. В таких банках клиент много не зарабатывает, а в некоторых банках, вообще, не зарабатывает, но может быть относительно спокойным в вопросах сохранности его денежных средств, так как все возможные риски диверсифицированы по максимуму. Такие банки используются для, так называемых, пенсионных накоплений.

Инвестиционные банки, которые предпочитают в качестве основной стратегии умеренно консервативный подход. Такие банки интересны для очень осторожных клиентов, желающих, чтобы их деньги работали и приносили хотя бы минимальный доход. Риски в таких банках достаточно диверсифицированы, но если рассматривать доходность инвестпорфолио, то она остается низкой.

Активные инвестиционные банки. Это банки, имеющие хороший штат инвестиционных стратегов, активно работающие с различными инвестиционными продуктами, часто изменяющие состав портфолио клиентов и дающие достаточно высокую для клиента доходность. Но в то же время необходимо отметить, что у таких банков встречаются отдельные убыточные операции, которые могут отражаться на доходности всего портфеля в целом.

Поэтому всегда стоит вопрос, какой банк будет более комфортен для клиента с учетом его потребностей и планов.

Когда решение о целесообразности открытия счета принято, следующим шагом является  процедура открытия счета.

Одним из основных этапов открытия счета является получение одобрения клиента комплайнсом банка (отдел проверки соответствия клиента требованиям закона (compliance department)). Это очень важный и трудоемкий объем работ. Самый главный вопрос - правильно подготовить информацию для подачи в комплайнс банка. От заключения этого отдела зависит, откроет ли  банк счет или нет. Множественные отказы комплайнсов различных банков существенно снижают  шансы клиента на получение счета в швейцарском банке, так как практически вся информация в Швейцарии систематизируется и кодифицируется. Мы всегда советуем клиентам привлекать специалистов для подготовки первичной информации при открытии счета. Любой банк должен видеть в заявителе на открытие счета надежного добросовестного партнера, а не мошенника, не оплачивающего налоги и стремящегося спрятать нечестно заработанные деньги в иностранном банке.

После прохождения процедуры открытия счета, всегда возникает вопрос: Что делать с деньгами? Пусть они просто лежат на счету или же лучше приобрести какой-либо инвестиционный продукт с целью прироста капитала. Для этого надо четко понимать, какие же существуют варианты сотрудничества с банками.

Практически все банки имеют три модели сотрудничества с клиентами по инвестированию капиталов.

1. Доверительное управление. Клиент предоставляет свои денежные средства банку и банк самостоятельно, без учета мнения клиента, формирует и в дальнейшем изменяет портфолио. На этапе первичного формирования портофолио банк уточняет у клиента его предпочтения, но это скорее этический жест, а не действия, оговоренные договорными отношениями.

2. Консультационное управление. Банк предлагает клиенту варианты инвестирования и проводит операции только после получения одобрения клиентом таких операций.

3. Клиент самостоятельно решает вопросы инвестирования собственных капиталов, а банк исполняет поручения клиентов.

Принимая решение об открытии счета в швейцарском банке необходимо четко определиться, что вы ожидаете от банка и как  планируете сотрудничество. С другой стороны необходимо четко понимать, что клиент для банка, это способ зарабатывания денег, и когда у клиента и банка различные конечные цели возникают проблемы.

Часто встречаются случаи, когда клиент открывает счет в инвестиционном банке, но фактически ничего инвестировать не хочет, это прямой путь к конфликту: банк не дополучает свои доходы, так как основной доход инвестиционного банка это управление клиентским портфолио, а клиент не доволен, почему банк «заставляет» его инвестировать денежные средства в инвестиционные продукты, он же (клиент) оплачивает содержание счета. В случае, когда интересы клиента и банка совпадают, оба получают комфортное плодотворное сотрудничество.

Хотелось бы еще сказать несколько слов «об агитаторах открытия счета в определенном банке». Если клиенту «консультант» (часто заграничный) очень рекомендует определенный банк, это должно насторожить. С очень большой вероятностью, такой консультант имеет договор о привлечении клиентов с этим банком и, в дальнейшем  получит комиссии от этого банка за привлеченных клиентов.  Такая постановка вопроса ставит интересы клиента на последнее место. Компания или консультанты, дорожащие своей репутацией, всегда работают только в интересах клиента и не лишают клиента права выбора. Далеко не всегда возможно сразу определиться с основными целями сотрудничества с банком. Клиент должен встретиться с разными банками и иметь возможность оценить и сравнить предложения.

Партнер

 Swiss law firm "Jost & Partners"

Елена Дробот, MCIArb

www.jostandpartners.com