"Про Духовность" - Игорь Поночевный

"Про Духовность" - Игорь Поночевный

Честно говоря, не понимаю, о какой духовности говорят россияне, уверяя всех кругом, как они высокодуховны? Что кроется за этим фундаментальным метафизическим понятием? Показная религиозность, когда 90% атеистов в одночасье сделались верующими? Желание убедить самого себя в своей исключительности? Страстное стремление любить весь мир после десятой рюмки водки, перед полетом лица в селедку под шубой, куда прежде наплевали уже окурков? Что означает быть духовным? Какова семантика этого слова? Или, следуя уверению Тютчева, понять это невозможно, и надо просто принимать русскую духовность, как данность?

Если полагать под «духовностью» доброе и человеческое отношение к миру и окружающим, то в один только день можно встретить в США духовности гораздо больше, чем в России – за год.

Вот, утром я пью кофе в Сан-Франциско перед моим занятием по английскому в сити-колледже. Из кафе я вижу афроамериканского бездомного, сидящего против на гидранте. За одну минуту – сразу два примера «чудовищной бездуховности» американцев. Перед светофором встал белый клерк в хорошем костюме. Подмышкой его – коробка с пончиками, он вынул один и дал нищему. Спустя полминуты латиноамериканка, проходя мимо, остановилась, о чем-то задумалась и подала ему милостыню – несколько долларов. И все это – без ложного пафоса, какой можно видеть у кичащихся духовностью людей.

После кофе я иду в колледж. Занятия здесь бесплатные, бездуховные американцы бесплатно учат всех аж до девятого левела. Выше – плати, но это и не требуется, все мои русские друзья здесь дольше пятого-седьмого и не ходили.

Будь ты турист, эмигрант, гражданин страны или приезжий, взрослый или молодой, или даже старик, записывайся при входе и получай студенческий номер. Приходи и учись – сколько хочешь, хоть целый день не вылезай из классов, никто на занятиях не спрашивает твой id или документы: слушай, запоминай, задавай вопросы. И настырные китайцы так и делают. Закончат один урок – идут на другой. Иногда просят купить учебник, но если нет денег – it’s ok, распечатают страницу занятия на принтере.

После я иду в гости к другу, в финансовый центр, мы пьем вместе кофе. На пересечении улиц иногда можно наблюдать странную картину: выволокли из магазина или столовой тележки и раздают всем желающим снеки или напитки. Бесплатно, и вот такой тут иногда коммунизм. Берут все идущие мимо, даже белые воротнички, люди вполне обеспеченные, не видя в этом ничего постыдного или зазорного.

Вообще, на улицах тут полно бездомных, зачастую приехавших из других мест: в Калифорнии чудесная погода и либеральные порядки, позволяющие спать на улице в палатке. Некоторые не хотят работать и предпочитают бездельничать: за тунеядство тут не наказывают. Но люди не голодают, сидящему на улице купят коробку салата или багет, дадут горячий кофе.

Накормить человека на улице не является в США подвигом, американцы полагают это своим долгом или необходимостью, это будто посыл души, воспитанный примерами, убеждением и воспитанием, совершенно искренний и простой, и от того не требующий громогласных уверений самого себя в духовности. Дать спящему на улице куртку или кроссовки, которых в твоем доме больше, чем тебе нужно – не геройский подвиг духовности, а настолько естественно, что полагается здесь за норму.

Кругом всяких крупных магазинов в Америке стоят большие железные ящики, одни – такого цвета, чтобы было ясно, что – для детей, другие – для взрослых, чтобы проще было потом разбирать. Туда люди со всей округи привозят одежду и вещи: детские игрушки, книги. Едут в магазин – берут с собой заранее собранную сумку, чем выкидывать – поделятся ненужным с посторонними. Открывают ящик, ставят сумку и опрокидывают. Не выбрасывают, а собирают, вдруг кому еще пригодится?

Возвращаюсь после всего домой на троллейбусе или автобусе. С общественным транспортом в Сан-Франциско очень удобно, зачастую они почти дублируют друг друга, в одном направлении идут и автобусы 38, 38R и троллейбус 31 и экспресс 31AX и троллейбус 5R. В каждом – специальное устройство для инвалидов – платформа, которая выдвигается или опускается, чтобы колясочник въехал на тележке. Водитель выйдет, пройдет в салон, поднимет сиденья, подождет, пока инвалид вкатит, спросит, пристегнулся ли к магниту, уточнит, до какой станции едет и только после того тронется дальше. И никто не ропщет, что вылез безногий себе кататься по городу, даже если ехать ему всего две остановки.

Вдруг в автобусе у всех заорали мобильники: это сработала система оповещения Amber Alert, названная по имени похищенной когда-то девочки. Система устроена так, что дает оповещение на все телефоны в радиусе сотни миль с указанием реквизитов автомобиля, описанием ребенка и примерными данными похитителя. Последний раз, когда оповещение сработало, удалось спасти двухлетнего мальчика. Преступник бросил жертву, поняв, что его обложили. И никто из добропорядочных граждан Amber Alert не отключает, хотя эта функция существует: все готовы помочь по мере возможности.

На улице слышна сирена – несется скорая, мигая красными огнями. Машины, едущие перед ней, в том числе и такие, в которых любят кичиться своей духовности россияне, прижимаются к обочине и останавливаются. Таковы правила, но это, кроме прочего, еще и естественное поведение людей: пропусти, ведь кому-то твои потраченные несколько секунд спасут жизнь.

Вот, самые элементарные примеры, которые можно видеть тут ежедневно. Духовность? – спросите вы? Да нет же! Пустое слово. Просто – человеческое отношение.

Игорь Поночевный