«Санкции: очень подробно, простым слогом» - Влад Пономарь

«Санкции: очень подробно, простым слогом» - Влад Пономарь

H.R.3364 - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act.
Санкции навсегда. Трамп подписал законопроект о «самых широких санкциях в отношении России».
Что ждет РФ? Подробный гид.

Давайте посмотрим, что ждет РФ и почему введение «самых широких санкций в истории» приведет к краху путинской империи.
Закон предусматривает пакет самых широких санкций в истории. Об этом заявил спикер палаты Пол Райан. Эти меры, сказал он, призваны закрутить гайки для наших самых опасных противников, чтобы обеспечить спокойствие Америке.
"Если президент Трамп захочет поиграть в гольф или во что-то еще со своим дружком Путиным, то Конгресс в этих играх участвовать не будет, потому что мы собираемся наказать Путина", — заявил старший демократ в Комитете Палаты по международным делам Элиот Энгел.
Председатель комитета Палаты по международным делам Эд Ройс отметил, что три страны, упомянутые в законопроекте — Россия, Иран и КНДР — "угрожают основным интересам США и дестабилизируют ситуацию".
По его словам, закон сохраняет жесткие экономические и дипломатические санкции, наделяя Конгресс правом рассматривать и не одобрять инициативы об их отмене.
В Совете Федерации РФ санкционные ограничения назвали "очень серьезными".

В документе подчеркивается, что Москва должна быть наказана за нарушение территориальной целостности Украины, аннексию Крыма, кибератаки и вмешательство в президентские выборы в США, проводившееся, по данным американской разведки, по личному распоряжению Путина.
В Законе H.R.3364 - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act перечислено все — агрессия в отношении Украины, покушения на кибербезопасность США и других стран и попытки повлиять на исход выборов, поддержка Асада в Сирии, коррупция, нарушения прав человека и прочее — и упомянуты все(!) принятые до сих пор акты и указы о санкциях.
Главное в новом законе — то, что он лишает президента возможности отменять санкции против России без разрешения Конгресса.
Закон предусматривает введение санкций в отношении различных отраслей российской экономики. Принята кодификация уже действующих ограничений, что лишает администрацию США возможности самостоятельно принимать решения о судьбе действующих в отношении РФ санкций.
Новые санкции среди прочего направлены на ограничение сделок с участием российских военных учреждений и спецструктур и сделок в сфере трубопроводного экспорта энергоресурсов.
Закон "О противодействии противникам США посредством санкций" зачисляет Россию в один ряд с Северной Кореей.
Очевидно, что закон в первую очередь направлен против Москвы. В 184-страничном документе России отведено 98 страниц, финансированию терроризма – 16, Северной Корее – 40, Ирану – 25.
Документ закрепляет санкции на уровне законов, а не указов как было раньше. Теперь очередные указы президента не смогут отменить ограничительные меры.
Новый пакет санкций включает усиление действующих ограничений, а также введение новых в отношении лиц, причастных, к кибератакам, нарушениям прав человека и поддержке президенту Сирии Башару Асаду.
Экономические санкции затронут горно- и металлодобычу, нефтегазовую отрасль, морские и железнодорожные перевозки.
Документ также предполагает, что президент США должен наложить санкции на лица, которые намерены вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более $5млн за год или $1млн единовременно либо же собираются предоставить проектам услуги, технологии или информационную поддержку.
Отдельно в документе подчеркивается, что США продолжат противодействовать строительству газопровода "Северный поток - 2" из-за "вредного воздействия на энергетическую безопасность ЕC, газовое развитие рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетические реформы в Украине".

Ужесточение санкций.
Документ предусматривает ужесточение ограничений на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Если раньше такие ограничения действовали в отношении проектов "Газпром нефти", "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "Роснефти" или ЛУКОЙЛа, то сейчас его предложили распространить на все проекты, в которых одна из этих пяти компаний владеет "существенной неконтролирующей долей" — от 33%.
Кроме того, он призван наказать причастных к кибератакам на физических лиц и учреждения США. Таким лицам будет закрыт въезд в США, открытые визы аннулированы, а активы заморожены. Санкции могут быть также введены против учреждений, которые контролируются или принадлежат лицам или компаниям под санкциями. Ограничительные меры можно будет ввести спустя 60 дней после подписания законопроекта. Документ предполагает также заморозку активов тех, кто нарушает режим ограничительных мер и совершает запрещенные сделки с российскими компаниями под санкциями. Они будут распространены на детей, супругов, родителей, братьев и сестер тех, кого уличат в нарушениях. Документ вводит ограничительные меры в отношении всех причастных к нарушению прав человека на "оккупированных Россией территориях".
Новые санкции среди прочего направлены на ограничение сделок с участием российских военных учреждений и специальных структур и сделок в сфере трубопроводного экспорта энергоресурсов. К числу таких санкций законодатели отнесли: запрет на доступ к кредитам или гарантиям Экспортно-импортного банка США — государственного учреждения, оказывающего поддержку американским экспортерам; ограничения на кредиты от американских финансовых организаций; запрет на получение госконтрактов; блокирование банковских или валютных транзакций, а также сделок с имуществом; отказ инвестировать в акции или облигации учреждения под санкциями; экстрадиция сотрудников компаний из США.

Санкции, которые относятся к взаимодействию с российскими спецслужбами, коснутся физических и юридических лиц (включая иностранные), совершающих "существенные транзакции" с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ), ФСБ и другими государственными органами, отвечающими за разведку или оборону. Законопроект запрещает вкладывать средства в российские проекты по трубопроводному экспорту энергоресурсов, а также предоставлять для них товары, услуги и технологии, стоимость каждой которой в отдельности превышает $1 млн или их агрегированная стоимость превосходит $5 млн в течение одного года: в связи с этим под угрозой окажутся два важнейших для Кремля проекта — "Северный поток — 2" и "Турецкий поток".
Закон предусматривает сокращение максимального срока рыночного финансирования российских банков, попавших под санкции, до 14 дней, а нефтегазовых компаний — до 30 дней.
Документ предусматривает запрет на участие в приватизационных сделках с российским госимуществом, если объем инвестиций при таких сделках превышает $10 млн в год и способствует незаконному обогащению чиновников, их приближенных или родственников.
Закон также предусматривает санкции против российских финансовых учреждений и их сотрудников, которые помогают президенту Сирии Башару Асаду получать или разрабатывать оружие массового поражения, ракетный потенциал или иное оружие. Активы таких лиц будут заморожены, действующие американские визы — аннулированы, а въезд в США — закрыт.

Документ предполагает ежегодную подготовку ряда докладов Президента и Правительства США по вопросам, касающимся России.
Министр финансов по согласованию с Директором национальной разведки и Госсекретарём не позднее 180 дней после принятия закона, а впоследствии ежегодно, должен предоставлять соответствующим комитетам Конгресса открытый Доклад об олигархах и полугосударственных организациях РФ. В нем должны быть представлены данные о ключевых политических фигурах России и олигархах; идентифицирован уровень их близости к Путину и другим членам российской правящей элиты; установлены масштабы их состояний и источники доходов; перечень их родственников, включая супругов, детей, родителей, их активы, включая инвестиции, бизнес-интересы, собственность, приносящую доходы; выявление зарубежных компаний, аффилированных с этими лицами.
Доклад должен проанализировать также происхождение полугосударственных организаций и компаний, их роль в экономике России; выяснить их руководящие структуры и бенефициарную собственность; объемы их зарубежной собственности. Будут выяснены масштабы проникновения российских лиц, с политическим влиянием, и полугосударственных организаций в ключевые сектора американской экономики — банковский, страхование, ценные бумаги, недвижимость.
Обращает на себя внимание и раздел закона, посвящённый проблеме "противостояния российскому влиянию в Европе и Евразии". В нем утверждается, что "Конгресс выявил попытки России оказать влияние на политические процессы в Европе и Евразии путём предоставления ресурсов политическим партиям, "мозговым центрам", группам гражданского общества, которые "сеют недоверие к демократическим институтам, продвигают ксенофобские и нелиберальные взгляды, подрывают европейское единство".
Не позднее, чем через 90 дней после принятия закона, Президент США должен представить доклад "Об организациях СМИ (Медиа), контролируемых и финансируемых правительством России". В него будет включена информация о тех СМИ, которые влияли на исход избирательных кампаний в любой стране Европы и Евразии в течение предыдущего года, включая, как прямую поддержку политических партий, кандидатов, лоббистских кампаний, так и поддержку неправительственных организаций и структур гражданского общества.
США поддержит создание комиссии по свободе СМИ в Совете Европы по аналогии с Венецианской комиссией, занимающейся вопросами верховенства закона. Эта комиссия будет готовить экспертные рекомендации правительствам по поддержанию правового и регулятивного режимов, поддерживающих свободные и независимые СМИ и информированное гражданское сообщество, "способное делать различия между репортажами, основанными на фактах, мнением и дезинформацией".
Конгресс утвердил финансирование "Фонда противодействия российскому влиянию" в размере $250 млн на 2018 и 2019 финансовые года.

Закон расширяет потенциальный круг физических и юридических лиц, против которых могут быть введены санкции. Будет налажена система выявления тех, кто совершает сделки от имени или в интересах организаций, связанных с разведывательным и оборонным ведомством России. Санкции грозят всем, кто участвует в российских проектах глубоководной разведки и добычи, арктической нефтедобычи и производства сланцевой нефти и газа. Аналогичные меры будут введены и в отношении тех, кто содействует поставкам товаров, услуг, лицензий, информации и технологий для строительства трубопроводов для экспорта российских энергоносителей.
Один из пунктов энергетического раздела закона, касающегося украинской энергобезопасности, указывает на необходимость для США "приоритизировать экспорт энергоресурсов США для того, чтобы создавать американские рабочие места, помогать союзникам и партнерам и укреплять внешнюю политику США".

Оговорено намерение "никогда не признавать незаконное присоединение Крыма РФ или отделение любой части Украины путем использования военной силы" и намерение помочь Украине и союзникам США в регионе "снизить зависимость от российского природного газа". В соответствующем разделе говорится о необходимости противостоять строительству "Северного потока – 2" и содействовать приватизации украинских государственных энергетических компаний "по всем современным стандартам".
Отдельным пунктом проговаривается наложение санкций на любую компанию, финансирующую добычу российскими компаниями сырой нефти.

Изоляция на десятилетия.
Трамп, если ему захочется отменить санкции в отношении какого-либо человека или компании, должен будет просить разрешения Конгресса, убедительно обосновав свою просьбу. Обоснования должны быть следующими:
- это соответствует интересам национальной безопасности США;
- данное физическое или юридическое лицо более не причастно к нарушениям, за которые вводились санкции;
- в случае с "украинскими" санкциями — доказательства, что Россия исполняет Минские соглашения.
"А конгресс может и отказать", — говорит американский юрист Брюс Маркс, специализирующийся на отношениях западных фирм с фирмами из бывшего Советского Союза.
"Так было с поправкой Джексона-Вэника: санкции ввели против СССР, но они действовали еще очень долго после того, как Союз прекратил существование", — напоминает он.

Введенные Обамой санкции нынешним биллем кодифицируются — т.е. получают статус законов.
Президент США больше не сможет отменить никакие из ранее введенных Обамой санкций в отношении РФ без обоснования перед Конгрессом и получения согласия профильных комитетов обеих палат парламента. Речь идет не только об отмене Трампом (или другим президентом) указов его предшественника, изменении списка лиц, находящихся под санкциями, но и вообще о любом решении, которое "значительно изменит внешнюю политику США в отношении РФ".
Т.е. Трамп не сможет смягчать санкционную политику собственными решениями. Он должен будет письменно обратиться в Конгресс и смиренно ждать его решения. Это касается даже вопроса отобранных российских дач в штатах Мэриленд и Нью-Йорк. Чтобы вернуть их, Трампу тоже надо будет обращаться в Конгресс.
Таким образом, отменить санкции можно будет, только если с этим будет согласно больше половины сенаторов и конгрессменов.

Также в ряде положений законопроекта подробно прописываются признаки физических и юридических лиц, на которых распространяются санкции. Сделано это для того, чтобы закрыть все возможные юридические "дырки" в действующем режиме, позволяющие ряду организаций обходить запреты при помощи посредников — подобно тому, как это произошло с турбинами Siemens, поставленными в Крым.
Еще одним принципиальным нововведением, представленным в этом билле, являются изменения в законы о поддержке Украины, принятые в 2014 году ("О поддержке свободы Украины" и "О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины"). Если в изначальном тексте президенту разрешалось вводить санкции в отношении той или иной организации, подпадающей под определения, данные в этих законах, то теперь он обязан это делать.

Глава банковского комитета Сената США Майк Крэйпо в июне говорил, что целью новых санкций является усиление экономического давления на РФ.
Сенатор заявил, что поправка выполняет четыре задачи. Это усиление и расширение существующих санкций против России, создание новых санкций против России, формирование механизма, благодаря которому отмена санкций против РФ будет возможна лишь в случае, если за эту меру проголосует Конгресс. Она повышает возможности Минфина фиксировать незаконное финансирование, включая незаконные финансовые потоки, связанные с Россией.

2.
Итак, подсумируем- санкционный закон против РФ предусматривает новые значительные ограничения:
1. Американским компаниям и физическим лицам будут запрещены сделки с российскими банками, находящимися под секторальными санкциями, с предоставлением финансирования дольше, чем на 14 дней. В настоящее время это ограничение составляет 90 дней.
2. Будет ограничена длительность сделок с предоставлением финансирования российским энергетическим компаниям под секторальными санкциями с 90 до 60 дней.
3. Запрещается законопроектом предоставление резидентами США товаров, услуг и технологий для новых проектов по добыче нефти на шельфе Арктики и глубоководье. А также — сланцевой нефти, в случае, если российские компании под секторальными санкциями владеют в проекте 33 и более процентами.
4. Президент США будет вводить санкции в отношении того, кто разово инвестировал от $1 млн в строительство РФ экспортных трубопроводов или предоставил для этих целей оборудование, в том числе в лизинг, технологии или услуги. Предельная сумма для таких транзакций в течение года — $5 млн.
5. США также намерены помогать Украине и своим союзникам и партнерам в Европе снижать зависимость от российских энергоресурсов. В особенности, от природного газа.
6. Запрещены инвестиции на сумму от $10 млн, если они прямо или косвенно дают РФ возможность приватизировать активы способом, который приносит "необоснованную выгоду" правительственным чиновникам, их близким и родственникам.
7. Новое положение документа ограничивает полномочия президента США. Он не сможет ослабить или отменить санкции против РФ без согласия Конгресса.
Несколько пунктов нового законопроекта могут иметь отложенные последствия. В документе говорится, что не позднее 180 дней после даты принятия закона, министр финансов по итогам консультаций с директором национальной разведки и госсекретарем должен представить в соответствующие комитеты Конгресса отчет. В нем должен детально описываться потенциальный эффект расширения санкций за счет включения суверенного долга и всех возможных привязанных к суверенному долгу РФ продуктов.
Минфин США в те же сроки должен представить отчет, содержащий информацию о главных фигурах внешней политики и олигархах, их состоянии, взаимоотношениях с Путиным "и другими членами российской правящей элиты". Минфин должен будет проанализировать последствия возможного введения санкций против "российских олигархов, окологосударственных организаций, госкомпаний.
Закон может затронуть европейские компании, такие как Shell, BP, ENI, который участвуют в совместных проектах с Россией. В перечень проектов, которые могут оказаться в зоне риска, входят проект Baltic LNG в Усть-Луге, в котором участвуют "Газпром" и Shell, проект прокладки газопровода "Голубой поток" в Турцию, в котором 50% принадлежит ENI.

По оценкам экспертов ЕС, BP может оказаться не в состоянии участвовать в проектах с "Роснефтью" из-за запрета для европейских компаний поддерживать, модернизировать и расширять трубопроводы в РФ.
Новые американские меры могут затронуть расширение Каспийского трубопроводного консорциума. По нему казахстанская нефть транспортируется в Новороссийск.
III
Новые санкции США ударят по финансовой системе России. Банки РФ лишают «длинных» денег.
Благодаря усилиям главы Банка России Эльвиры Набиуллиной промышленность и банки РФ не имеют дешёвых денег. Они берут их за рубежом. Вернее, брали. Законом расширяется санкционный режим в финансовой сфере и в нефтегазовой отрасли. Под запретом окажется кредитование включённых в чёрные списки банков на срок более чем две недели, а энергетических компаний — более чем на месяц. Под запрет также попали крупные инвестиции в российские трубопроводы, в частности «Северный поток-2». Что это означает? То, что деньги, которые не даёт Набиуллина, вернее даёт, но под несусветный процент, найти будет невозможно.

Ни инвестиций, ни технологий. Чем грозят российскому бизнесу американские санкции.
Существенная часть мер касается проведения сделок с российскими компаниями, финансирования проектов и передачи товаров и технологий. Чем это грозит российскому бизнесу? И какие проекты окажутся под ударом?
В первую очередь конгрессмены намерены перекрыть финансовые потоки, связывающие Россию и США. Новый пакет санкций распространяется на разные виды сделок с российскими компаниями. Под запретом сотрудничество с военными учреждениями и госкорпорациями. Американские игроки также не могут покупать акции и облигации организаций под санкциями. Ограничения касаются и приватизации. Кроме того, российским компаниям будет еще сложнее получать кредиты в американских банках.
США также намерены ограничить сотрудничество с Россией в энергетической сфере. Санкции уже действуют в отношении пяти компаний: «Газпрома», «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпромнефти» и «Сургутнефтегаза». Американцы не могут продавать им оборудование, услуги или технологии. Запреты распространяются на глубоководную добычу, а также проекты на арктическом шельфе и сланцевых формациях. Но конгрессмены считают, что этого недостаточно. Американцев не пустят даже в те проекты, где у российских мэйджоров нет контрольного пакета.
От санкций пострадают восемь проектов с участием европейских партнеров. Ведь самая жесткая мера в этом пакете – запрет на инвестиции в российские трубопроводы. Дополнительные санкции могут повлиять на экспортные трубопроводы «Газпрома». У компании возникнут проблемы с финансированием, так как иностранные партнеры могут отказаться от дальнейшего сотрудничества.
Затраты на «Северный поток-2» оцениваются в $10 млрд. «Турецкий поток»– $6 млрд.
«Турецкий поток» и «Северный поток-2», где работают трубоукладочные суда иностранных компаний, не смогут двигаться вперед. Сейчас «Газпром» очень сильно спешит с укладкой двух ниток трубы «Турецкого потока», даже не получив согласование на точку их выхода на турецкий берег, и даже не получив согласование по отчету о воздействии на окружающую среду.
«Северный поток-2» может остаться только на бумаге, считают эксперты.

IV
У российского раздела утвержденного Конгрессом законопроекта – четыре основные цели:
Первая цель:
Придать силу закона четырем указам (executive orders) президента Обамы, изданным в 2014 году и направленным против так называемых сепаратистов в Украине и тех, кто поддерживает их деятельность, лиц из ближайшего окружения Путина, а также против чиновников времен Януковича (они, как известно, в настоящее время живут в РФ).
Эти указы также ограничивают возможности привлечения американских инвестиций в финансовый сектор России, сферы оборонных технологий и энергетики.
Отдельно законопроект придает силу закона указам Обамы 2015 и 2016 годов о блокировании активов в связи с кибернападениями, включая блокирование доступа России к ее собственности – имениям в Нью-Йорке и Мэриленде.
Вторая цель:
Расширить существующие санкции, обязывая президента, а не просто предоставляя ему право, вводить усиленные санкции, касающиеся ограничения привлечения долга для энергетического, финансового секторов, а также добычи нефти, возможности государственных российских предприятий привлекать финансирование через приватизацию или инвестирование на сумму от $10 млн.
Запрет на поддержку российских проектов по добыче нефти нетрадиционных источников расширяется также на проекты за пределами России.
Устанавливается минимальное разрешенное участие в таких проектах российских компаний, подпадающих под санкции, на уровне 33%.
Третья цель:
Ввести новые санкции, связанные с кибервмешательством и нарушениями прав человека со стороны РФ, а также со значительной коррупцией в России.
Критерии для внесения изменений в санкции остаются практически неизменными и касаются окончания агрессии РФ в Украине, как предусмотрено Минскими договоренностями. Полномочия налагать санкции и определять перечень лиц, подпадающих под них, остается за президентом.
Четвертая цель:
Теперь для снятия или ослабления санкций президенту необходимо будет спрашивать согласия Конгресса, изменения санкционного режима будут вступать в силу только в том случае, если не будет возражений со стороны законодательного органа.

Российский раздел закона посвящен не только санкциям.
Документ четко определяет приоритеты внешней политики, которых должен придерживаться президент в отношении России, в частности:
– призвать правительство России вывести силы с территории Грузии, Украины и Молдовы;
– добиться передачи контроля над внешней границей этих территорий соответствующим правительствам;
– прекратить действия, которые наносят ущерб избранным правительствам этих стран, и др.
Приоритетность поддержания энергетической безопасности Украины определена отдельным положением и содержит, среди прочего, пункты о поддержке реформ энергетического рынка, противостояние российскому проекту "Северный поток-2", продвижение энергетической безопасности Украины в сотрудничестве с европейскими странами.
Подчеркивается также и усиление сотрудничества с ЕС, в том числе через Фонд противодействия влиянию России с бюджетом в $250 млн на 2018-2019 бюджетные годы.
Новация закона заключается в предоставлении президенту полномочий ограничивать финансирование и поставки товаров и услуг от американских организаций для трубопроводных проектов РФ даже за пределами РФ.
Министерству финансов США предоставляется возможность налагать санкции на проект, если в нем участвует российское государственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, горнодобывающей деятельностью или металлургией. Эта норма предполагает соответствующее решение Министерства финансов США, аналитики считают, что риски для инвесторов могут увеличиться.

Закон получил широкую поддержку в Конгрессе США, что является мощным сигналом о неизменности политики США в отношении РФ и ее действий в Украине, Молдове и Грузии.

V
В законе важное место отводится поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины, а также усилению санкций против РФ.
Об этом говорится в сообщении посольства Украины в США.
Законом четко определено, что политика США состоит в поддержке правительства Украины в восстановлении суверенитета и территориальной целостности и осуждении и противодействии всем дестабилизирующим усилиям правительства РФ в Украине.
Кроме того, США подтверждают непризнание незаконной аннексии Крыма правительством РФ или отторжение любой части территории Украины с использованием военной силы.
Документ также предусматривает предоставление помощи по реформированию энергетического сектора Украины и уменьшение зависимости от российских энергетических ресурсов и продолжение противодействия реализации проекта газопровода "Северный поток-2".
Документ также законодательно закрепляет действующие санкции против России, создает механизм обязательного согласования с Конгрессом США возможного решения президента США по ослаблению антироссийских санкций.
Он предусматривает возможность введения санкций против государственных предприятий РФ, осуществляющих операции в металлургической и горнодобывающей отраслях и на железнодорожном транспорте; усиливает антироссийские секторальные санкции в отношении финансового сектора РФ и российской энергетики.
Также предусмотрено введение санкций в связи с деятельностью правительства РФ в направлении подрыва кибернетической безопасности; по отношению к лицам, которые ответственны за нарушение прав человека на оккупированной РФ территории, действуют в интересах оборонного и разведывательного секторов правительства РФ, в значительной мере способствовали возможностям РФ по проведению приватизации государственных активов, а также по отношению к иностранным физическим и юридическим лицам, способствовавшим усилению оборонительных возможностей правительства Сирии.
Законом предоставляется право президенту США в координации с союзниками США ввести санкции против физических и юридических лиц, способствующих развитию и обслуживанию российских экспортных нефте- и газопроводов.
Закон предусматривает создание "Фонда для противодействия российскому влиянию" и выделяет в его бюджет $250 млн на 2018-2019 финансовые годы. На реализацию инициатив по поддержке энергетической безопасности Украины предусматривается выделено $30 млн.

VI
Французская Engie может отказаться финансировать газопровод в обход Украины.
Французская Engie может приостановить финансирование проекта строительства газопровода "Северный поток-2".
Об этом заявил заместитель генерального директора Engie Пьер Шарейр, передает Bloomberg.
"В случае, если санкции будут применяться, Engie может остановить финансирование проекта, чтобы избежать санкций", - приводит агентство слова Шарейра.

Влад Пономарь