"ТРЕТИЙ РИМ" - Виктор СУВОРОВ

"ТРЕТИЙ РИМ" - Виктор СУВОРОВ

Глава 2.

ЧУДЕСА НА ЛАМЕ.

1.

В военных училищах и военных академиях всем нам вбивали в головы простую мысль о том, что летом 1941 года все в Красной Армии было не так, как надо, однако вскоре сталинские генералы начали понемногу набираться ума, сначала в оборонительны боях, а затем - и в наступательных.

Впервые оборона была грамотно организована при обороне Киева, где войска 37-й армии более двух месяцев стойко сдерживали натиск германских войск.

А начало перелому в советско-германской войне положило наступление войск Красной Армии на реке Ламе в январе 1942 года.

2.

В военно-учебных заведениях Советской Армии нам многократно повторяли, что впервые войсковая разведка была правильно организована в наступательных боях на реке Ламе в январе 1942 года.

Там же, на реке Ламе, в январе 1942 года впервые было организовано бесперебойное тыловое обеспечение войск в ходе грандиозного наступления.

И опять же, именно там, на реке Ламе, было впервые осуществлено безукоризненное планирование боевых действий.

О том, что противовоздушная оборона советских войск впервые была правильно организована в ходе боев на реке Ламе в январе 1942 года, вы, надеюсь, уже догадались.

               За что ни возьмись, все хорошее начиналось с рубежа реки Ламы. Если вы, к примеру, не знаете, где впервые в ходе войны была мастерски организована оперативная маскировка войск, то я вам подскажу: на реке Ламе. А когда? В январе 1942 года. Не верите? Откройте «Военно-исторический журнал» №1 за 1972 год, страница 13.

                                          3.

            Уяснив простую мысль о том, что все правильные начинания имели единый источник, можно было смело идти на любые экзамены и зачеты. Изучали мы современные на тот момент образцы оружия и способы ведения боевых действий, но опираться следовало на опыт героического прошлого.

           Вот интересный предмет: военно- инженерная подготовка. Вникаем в организацию инженерного обеспечения наступательной операции в будущей войне. Идем на экзамен и ответ начинаем с заявления о том, что в ходе прошлой войны образцовое инженерное обеспечение внезапного удара было впервые организовано на реке Ламе в январе 1942 года. Имея мощное начало ответа, можно было понемногу съехать к боевым действиям будущего и получить вполне удовлетворительную оценку своих знаний.    

           Курсанты всех военных училищ и слушатели всех военных академий Советской Армии из года в год, десятилетие за десятилетием повторяли про чудеса на реке Ламе. Одни завершали курс обучения, уходили в войска, другие приходили на их место. И все повторялось: на реке Ламе, на реке Ламе, на реке Ламе. В январе 42-го, в январе 42-го…

           А я уродился непонятливым.

           У меня вопрос: что это за войска такие безымянные воевали на реке Ламе в январе 1942 года? Почему нам рассказывают о каких-то войсках, не называя ни номеров дивизий, ни номеров корпусов и армий, не упоминая имен командиров, которые все это организовали?

           Вопрос второй: где она, эта река Лама?

          Сейчас легко. Включи комп и получи ответ. В те времена тоже труда большого не составляло ту речку найти. Непонятно другое: чего ради темнили те, кто сочинял учебники для военных училищ и академий? Неужели трудно назвать более точный адрес всех тех чудес?

          Речку эту решил найти, не открывая атлас географический. Где-то, когда-то я что-то про ту речку слышал.

          Ах, да. Это где-то от Москвы недалеко. Там множество притоков Волги: Жукопа, Туханька, Бойня, Тьма, Сучок, Таракановка, Жабня, Вырезка, Мимошня, Родиловка, Пукша, Урдома. Где-то в тех местах и та самая речка Лама должна быть.

                                               4.

           10 января 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования разослала командующим фронтами и армиями совершенно секретную директиву о том, что вводится новый способ взлома вражеской обороны - артиллерийское наступление. В той же директиве давались указания о правильной организации и проведения такого наступления.  

          Удивительно, но утром того же дня, 10 января 1942 года, советские командиры на реке Ламе, еще не получив той директивы, не имея ни возможности, ни времени вникнуть самим и довести содержание директивы до войск, уже осуществили артиллерийское наступление, причем весьма успешно.

            Свидетельствует маршал артиллерии Г.Е. Передельский:

          «Начало организации артиллерийского наступления в том виде, как предусматривалось директивой, было положено в наступлении 20-й армии на реке Ламе в январе 1942 года». (ВИЖ. 1976. №11. С. 13.)

           Вот оно! С января 1942 года много воды утекло в реке Ламе. И только по прошествии 34 лет устами маршала артиллерии Передельского впервые те героические войска были названы по имени: 20-я армия.

          Это первая ниточка, которая могла помочь распутать весь клубок загадок.  

                                              5.      

           Вскоре просочилась новая информация. В 1977 году вышел третий том «Советской военной энциклопедии».

            Председателем Главной редакционной комиссии (ГРК) был начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршал Советского Союза Огарков Николай Васильевич.

          В составе ГРК Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, главный маршал авиации П.С. Кутахов, семь четырехзвездных генералов, когорта генералов с тремя и двумя звездами, академики, членкоры и другие достойные люди.          

          Но странице 103 третьего тома расписан героический путь 20-й армии в ходе войны. В том числе - и её звездный час:

           «В январе 1942 года войска 20-й армии ударом на Волоколамск прорвали заблаговременное подготовленную оборону противника на рубеже реки Лама и, преследуя отступающего противника, к концу января вышли в район северо-восточнее Гжатска.

           Это наступление обогатило советское оперативное искусство опытом массирования сил и средств на главном направлении и умелого их применения в зимних условиях».

          На следующей странице энциклопедии приведен список генералов, которые в годы войны последовательно командовали 20-й армией.

        В списке одиннадцать полководцев. Но меня интересовали только те, кто командовал 20-й армией в ходе первого, самого трудного года войны. Поначалу товарищ Сталин менял их каждый месяц: не справился, отойди, может быть, кто-то другой сможет командовать лучше.

          Вот те, кто стоял во главе 20-й армии в первый год советско-германской войны:

         генерал- лейтенант Ф.Н. Ремезов (июнь–июль 1941 г.)

         генерал-лейтенант П.А. Курочкин (июль–август 1941 г.)

         генерал-лейтенант М.Ф. Лукин (август–сентябрь 1941 г.)

         генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков (сентябрь–октябрь 1941 г.)

         генерал-лейтенант М. А. Рейтер (март–сентябрь 1942 г.)

          Стоп! Меня безумно заинтриговали бои 20-й армии на реке Ламе в январе 1942 года. Но мудрые создатели 3-го тома «Советской военной энциклопедии», работу которых направлял и контролировал Маршал Советского Союза Огарков, по недосмотру или по недоразумению забыли сообщить, кто же командовал 20-й армией с октября 1941 года по март 1942 года.

        Неужели в январе 1942 года 20-я армия совершала чудеса на реке Ламе без участия командующего армией?

         Вывод: ученые товарищи темнят.

         Вопрос: чего ради?

                                               6.

            Прикинем: если бы в январе 1942 года чудеса на той реке творил какой-нибудь Жуков, как бы сейчас об этом писали наши дорогие ученые товарищи?

         О! Они бы, захлебываясь от счастья, употребляя хвалебные эпитеты и превосходные степени, воспевали великого полководца, его гениальные озарения и героические деяния.

          Однако в послужном списке Жукова блистательных побед такого калибра не числится.

         Нам остается предположить, что автором выдающихся военных достижений на реке Ламе, которые положили начало перелому в ходе войны, был тот, чьё имя называть не принято.

           И тут же в памяти возникают эпизоды из великой книги «1984».

           Итак: мир будущего. В огромным городе - титаническое здание Министерства Правды, уходящие вершинами в облака, а своими фундаментами - глубоко под землю.

          Тысячи специалистов днями и ночами непрерывно совершенствуют историю своей великой страны. Работа тяжелая, напряженная, непрерывная, смена за сменой, словно в забоях угольной шахты. Во всех помещениях свет не гасят никогда.

          Допущенные к секретам работники сортируют документы, вырезают какие-то имена, события, даты. Это - мусор истории. Он подлежит уничтожению так, чтобы не осталось никаких следов его существования.

          Возникшие пустоты и пробелы немедленно заполняются новой информацией о невероятных подвигах и свершениях героев, имена и героические биографии которых изобретают талантливые извратители прошлого.

           Процесс непрерывный: та правда истории, которую придумали вчера, больше не соответствует новым требованием, она переходит в разряд гнусных вражеских вымыслов и беспощадно уничтожается мелкими особо проверенными борзописцами по указанию очень больших начальников.

            Описывая кипучую деятельность Министерства Правды, Джордж Оруэлл ясно видел не только героическое прошлое Советского Союза, ни и его ослепительное будущее.

                                                         7.

          Именно так, как описал Оруэлл, в Советском Союзе безликие исполнители по приказу очень больших начальников сочиняли многотомные исторические исследования дополняя их мемуарами Маршала Победы.

          При этом второе издание мемуаров Жукова полностью опровергло первое издание.

            Затем выходили все новые издания, мертвый полководец вспоминал то, чего раньше вспомнить не мог.

           Все новые варианты вновь и вновь опровергали все то, что он вспоминал ранбше. Наконец десятое издание категорически опровергло все девять предыдущих.

             А потом вышло издание без номера, которое опровергло СЕМНАДЦАТЬ предыдущих изданий воспоминаний и размышлений великого полководца.  

           Оруэлл умер давно. Он не мог знать деталей будущего. Но он уловил суть: в тоталитарном государстве историческая наука наукой не является. Она - девушка весьма легкого поведения, выполняющая требования повелителя.

          Повелителям Советского Союза было не выгодно полностью вычеркнуть из истории войны эпохальное сражение на реке Ламе, но они почему-то повелели вычеркнуть из истории автора тех блистательных побед.  

           А у меня, непонятливого, вопрос: должны ли мы считать участником Великой Отечественной Войны того, кто из её истории вычеркнут?