Сейчас, в годовщину трагедии в небе над Донбассом, основные страсти кипят не вокруг того, кто и как сбил малайзийский "Боинг" (с этим как раз все более или менее ясно - по крайней мере для тех, кто не зомбирован кремлевской пропагандой), а вокруг идеи создать международный трибунал по расследованию и наказанию виновников преступления. Малайзия, чей самолет был сбит и чей экипаж и граждане погибли, Нидерланды (большинство погибших - голландские подданные), Украина, над чьей территорией произошла катастрофа, а также ряд других государств эту идею поддерживают.
Против же выступает только одна страна - Россия, настойчиво заявляющая о своей полной непричастности к гибели "Боинга". Но если это соответствует истине, то совершенно непонятно, почему в Кремле так волнуются. Ведь погибший самолет России не принадлежит, в России не произведен и не сконструирован. Ее граждан среди почти трех сотен погибших нет, и сбит был "Боинг" не в российском воздушном пространстве. Казалось бы, пускай у других голова болит. Ан нет - первые лица нашего государства возмущаются тем, что российских экспертов не допускают ко всем материалам расследования и с Россией предварительно не согласовывают вопрос о международном трибунале.
Но когда в 1988 году американцы сбили над Персидским заливом иранский лайнер (тогда погибло почти столько же людей, как в донецкой катастрофе), Москва не проявляла никакого желания участвовать в расследовании. А ведь именно этот случай вспоминают Лавров и Путин, возражая против создания международного трибунала по "Боингу": дескать, тогда никто не требовал создания подобного органа. Правильно, не требовал - потому что США сразу признали свою ответственность и в конце концов выплатили Тегерану компенсацию. В случае же с малайзийским "Боингом" трагедия произошла на территории, которую контролируют не украинские власти, а донецкие сепаратисты, чья тесная связь с Россией никогда не была секретом. Да и сбит самолет был российским зенитным комплексом и, по всей вероятности, российским расчетом.
Украинское правительство на территории, контролируемой пророссийскими силами, следственных действий производить не может. Нидерланды и Малайзия тоже не могут вести там следствие, поскольку марионеточные ДНР и ЛНР никто в мире не признает. Так что здесь самое место для международного трибунала. Ведь все ранее созданные международные трибуналы - Нюрнбергский, Токийский, по бывшей Югославии и по Руанде - по необходимости осуществляли не только судебные, но и следственные действия, поскольку были серьезные сомнения, что национальные следственные и судебные органы смогут объективно расследовать соответствующие преступления.
Чувствуя шаткость своей позиции, Путин вообще договорился до того, что сейчас создавать международный трибунал "преждевременно", поскольку расследование еще не закончено. Выходит, что сам случай с "Боингом" для трибунала вполне годится и сторонники его создания правы, когда апеллируют к разделу 7 Устава ООН, согласно которому "Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".
И насчет "преждевременности" Владимир Владимирович попал пальцем в небо. Расследование закончено еще 1 июля, а публикация его итогов отложена до конца года. Но, судя по имеющимся утечкам, вывод ясен: "Боинг" сбили из российского "Бука" и с подконтрольной сепаратистам территории. Так что сейчас для создания трибунала по "Боингу" самое время. Россия же, чтобы отвести обвинения от себя и своих марионеток, ведет себя как плохой адвокат, выдвигая сразу несколько взаимоисключающих версий катастрофы. (Только что из Кремля вбросили очередную - об израильской ракете.)
Путину жизненно важно не допустить создания международного трибунала по расследованию преступления на Донбассе. Без трибунала результаты расследования опубликуют, Россию покритикуют, но затем постепенно эту тему станут забывать. Иное дело если будет работать международный трибунал. Он станет проводить следственные действия, допрашивать свидетелей и таким образом давать постоянные информационные поводы. Главное же, возникнет мучительная для Путина аналогия с трибуналом по Югославии в Гааге, где в конце концов оказались и Милошевич, и Караджич с Младичем.
Можно не сомневаться, что в Совете Безопасности ООН Россия заблокирует создание трибунала с помощью вето, оставшись при этом в гордом одиночестве (Китай в лучшем случае воздержится - ссориться по такому поводу с Малайзией и Индонезией он не станет). И будет это выглядеть так, что на воре шапка горит. Вопрос о трибунале можно передать и на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, где у России нет права вето и где соответствующая резолюция вполне может набрать необходимое большинство голосов. Правда, в этом случае члены ООН не обязаны будут сотрудничать с трибуналом. И при Путине Россия сотрудничать с трибуналом безусловно не станет.
Уничтожение "Боинга", конечно, отличается от таких преступлений, как, например, геноцид в Сребренице. Ведь пассажирский самолет сбили явно по ошибке, приняв его за военно-транспортный, так что перед нами убийство по неосторожности, хоть и массовое. Россия непосредственных исполнителей выдавать не будет, а без ее содействия достоверно установить их имена будет невозможно. Но в международном ли трибунале, в национальных ли судах неизбежно возникнет вопрос: что эти люди вместе с "Буком" делали в Донбассе в разгар вооруженного конфликта и кто их туда послал? И вот тогда может всплыть имя российского верховного главнокомандующего - и тут уже будет преступление посерьезнее убийства по неосторожности, подсудное скорее трибуналу типа Нюрнбергского.
Борис Соколов Источник