На следующей неделе, во вторник, исполнится 100 лет с тех пор, как большевики под предводительством Владимира Ленина взяли штурмом Зимний дворец и захватили власть. Но изменилось с тех пор не так уж много.
Точнее, сопоставимы эти эпохи именно в экономическом плане, согласно исследованиям инвестиционного банка «Ренессанс Капитал», специализирующегося на данном регионе. В проведенном им анализе говорится, что у России 1917 и 2017 годов больше общего, чем можно было бы ожидать.
Возьмем, к примеру, долг. Незадолго до революции около трети российского долга принадлежало иностранцам. То же самое можно сказать и о сегодняшнем дне. До 1917 года иностранцы получали 5-8 процентов дивидендной доходности от российских акций. То же самое происходит и сегодня.
Досоветская Россия отставала от основных мировых держав в промышленной мощи, но считалась наравне с Бразилией и Мексикой. Совсем как и сегодня.
Сырье в России до 1917 года составляло две трети ее экспорта. Эта величина в 2017 году – все еще две трети, говорит «Ренессанс», инвестиционный банк, ориентированный на развивающиеся рынки.
Наконец, Россия была крупнейшим в мире экспортером зерна. Банк подсчитал, что в 2015-2017 годах страны старой имперской России снова стали крупнейшими в мире экспортерами зерна.
Это, конечно, не означает, что ничего не изменилось. Например, советская эпоха принесла с собой всеобщую грамотность, хотя экономист «Ренессанса» Чарли Робертсон отмечает, что в наиболее экономически процветающих областях России грамотность в 1917 году была самой высокой.
Советский Союз также стал свидетелем индустриализации, хотя и неконкурентоспособной, если сравнивать с Великобританией, США и Японией.
Робертсон считает, что Россия могла бы достичь гораздо большего, если бы не революция и последующие годы, которые, по его словам, прекратили развитие современной экономики.
«В первой половине 20-го века Россия была на одном уровне с Италией, индустриализировалась в том же темпе, что и Япония, и обгоняла Испанию», - пишет он.
«Если бы этот прогресс можно было сохранить и без голода и бесконечной интервенции иностранных армий, по нашему мнению, Россия была бы более густонаселенной, более богатой и демократической страной, чем сегодняшняя, - сказал он. - Без 1917 года Россия, возможно, перенесла бы лишь три подобных бедствия или даже меньше, и была значительно более процветающей сегодня».