Содержание политических брендов - дорогое удовольствие. По оценкам политтехнологов, на выборах прошлого года держатели украинских брендов потратили около 70 миллиардов гривен и столько же потратят на выборах этого года. Для сравнения, выборы в бундестаг обошлись немецким налогоплательщикам в пятьдесят раз дешевле. Не сказал бы, что они получили хуже результат.
Откуда берутся эти деньги? По официальным отчетам парламентских партий в прошлом году Верховную Раду профинансировали триста шестьдесят миллиардеров и две тысячи миллионеров. Средний взнос составил от 180 тысяч, до более миллиона гривен от одного донора. От тридцати миллионов простых избирателей парламентским партиям в 2019 году поступило 17 пожертвований до 500 гривен.
--
Портрет избирателя
Согласно большому социологическому исследованию, проведенному Центром Разумкова осенью прошлого года, 55% граждан Украины интересуются политикой. Еще 40% не интересуются, и 5% не смогли ответить на этот вопрос. Эти данные коррелируют с другими разделами соцопроса. Например, 55% украинцев ответили, что ходят на выборы, а 43% никогда не открывали Конституцию Украины.
Согласно февральскому муниципальному исследованию этого года менее 1% граждан Украины называют себя членами политических партий. Остальные узнают о политике из СМИ. Центр Разумкова спросил, какие именно телеканалы смотрят приверженцы парламентских партий (скриншоты). По странному стечению обстоятельств, эти телеканалы принадлежат владельцам партийных брендов.
--
Как мы выбираем
Сначала мы получаем информацию из СМИ, финансируемых миллионерами и миллиардерами. Затем голосуем за политические бренды, которые принадлежат миллионерам и миллиардерам. Политические бренды заходят в Верховную Раду и местные советы. Там они принимают законы в интересах миллионеров и миллиардеров, зато никак не могут победить коррупцию в Украине.
Перед выборами мы надеемся, что эта система будет работать на нас. Потом разочаровываемся в своем выборе. Потом миллионеры и миллиардеры создают новые политические бренды и наполняют их старыми политиками. Мы голосуем за "новые лица", и все повторяется сначала. Для того, чтобы что-то изменить, недостаточно менять политиков. Для этого нужно изменить самих избирателей.