За несколько лет до того, как во вторник в Бейруте в результате страшного взрыва погибло не менее 100 человек и более 5000 были ранены, аналитик публично предупредил, что в доках города находится российская «плавучая бомба».
Системы морского мониторинга обнаружили судно Rhosus в порту Бейрута в сентябре 2013 года. Судно, плавающее под флагом Молдовы, зарегистрировало свой официальный груз как «сельскохозяйственные товары».
Груз - 2750 метрических тонн нитрат аммония - в основном используется как удобрение или взрывчатое вещество большой мощности. Для сравнения, во время взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году было использовано менее 2 тонн нитрата аммония.
Принадлежащее России грузовое судно зашло в порт Бейрута по неизвестным причинам, возможно, из-за проблем по пути из Грузии в Мозамбик. Власти Бейрута помешали его отбытию, и год спустя опасный груз был выгружен и хранился в ангаре №12 в порту, сообщает сайт морского мониторинга Fleetmon.
Михаил Войтенко, российский морской аналитик, базирующийся в Таиланде, предупредил в июле 2014 года, что судно, которое, по его словам, принадлежало российскому оператору, фактически является «плавучей бомбой».
Войтенко сказал, что владельцы бросили судно и его команду, а ливанские власти не смогли защитить смертоносный груз. «Существует множество ограничений, положений и правил, которых следует придерживаться, когда речь идет о хранении взрывчатых веществ, таких как аммоний, но они просто убрали его на склад и забыли», - сказал он в интервью по телефону, находясь близ порта Лаем Чабанг в Таиланде, где он сейчас работает.
Российский капитан заброшенного корабля Борис Прокошев и три члена экипажа, украинцы Валерий Лупол, 3-й механик Андрей Головёшкин и боцман Борис Мусинчак, были вынуждены остаться на судне со смертоносным грузом после того, как остальных шестерых членов команды отпустили.
Они составили ходатайство с просьбой позволить им покинуть корабль, обратившись к российским и украинским журналистам и организации, которая поддерживает моряков.
«Судовладелец бросил судно. У грузовладельца в трюме аммиачная селитра, - написал Мусинчак в электронном письме фонду помощи морякам «Ассоль» и дипломатической службе Украины. - Это взрывоопасное вещество… Вот так мы живем на пороховой бочке уже 10 месяцев».
Затем, как сообщается, суд Ливана дал разрешение на выгрузку, но прежде попросил моряков найти покупателя для груза своими силами, что, как они заявили в электронном письме, они сделать не смогли, поскольку вся связь с судном была прервана.
В среду, 5 августа, Прокошев выступил на российском телевидении, настаивая на том, что даже адвокат, пытавшийся их освободить, коррумпирован и не обеспокоен судьбой нитрата аммония. «По какой-то причине грузополучатель и пальцем не пошевелил, чтобы вывести свою собственность», - сказал он.
Судно принадлежало и эксплуатировалось гражданином России Игорем Гречушкиным, который, по словам моряков, перебрался на Кипр.
Наряду с публичным предупреждением, ливанские власти неоднократно игнорировали предупреждения портовых властей о нитрате аммония, вызвавшем разрушительный взрыв.
Бадри Даер, нынешний глава таможенной службы Ливана, заявил репортерам на месте происшествия, что взрыв был связан с нитратом аммония. Несколько человек в разведывательном сообществе позже опубликовали в Твиттере фотографии небрежно завязанных мешков с белым порошком, предположительно - тем самым веществом.
27 июня 2014 года Шафик Мерхи, в то время глава Таможенного управления Ливана, написал ливанским властям письмо под заголовком «неотложные вопросы», прося помощи в обеспечении безопасности взрывчатых веществ, согласно копии письма, размещенного в Твиттере правозащитником Вадихом Аль Асмаром.
Затем, как сообщается, Мерхи отправил еще пять писем 5 декабря 2014 г., 6 мая 2015 г., 20 мая 2016 г., 13 октября 2016 г. и 27 октября 2017 г. с мольбой о помощи. В одном письме говорится: «Ввиду серьезной опасности хранения этих товаров в ангаре в неподходящих климатических условиях, мы повторяем нашу просьбу к управлению морскими ресурсами немедленно реэкспортировать эти товары, чтобы обеспечить безопасность порта и тех, кто в нем работает, или рассмотреть вопрос о продаже».
Еще одно письмо, на этот раз написанное Даером, новым главой Таможенного управления Ливана, вторило предупреждению об «опасности, которую эти товары представляют собой там, где они находятся, и для тех, кто там работает».
Новый премьер-министр Ливана Хасан Диаб, который пришел к власти в январе 2020 года, намекнул на то, что трагедии можно было избежать, и пообещал, что «все виновные в этой катастрофе за это заплатят».