Когда Александр Македонский отправился в поход на Индию, он спросил у своего учителя, знаменитого философа Аристотеля, что тот хочет получить в подарок из далекой страны. «Привези мне из Индии только один подарок. Найди саньясина — человека, который ради познания самого себя полностью отрекся от материального мира».
Помня о просьбе своего учителя, Александр везде искал саньясина. «Я хочу увидеть того, кто познал самого себя, — спрашивал царь у людей. — Мне не нужен тот, кто еще ищет, мне нужен тот, кто уже нашел и познал». И однажды ему сказали: «У самого подножия большой горы живет старик, который познал самого себя».
Наконец-то Александр, как он думал, сможет выполнить просьбу своего учителя. Он приказал своим военачальникам найти старика и с великими почестями привести этого человека. Когда отряд прибыл в ту местность, где жил саньясин, один из военачальников сначала отправился с расспросами к местным старейшинам. Те отвечали:
— Великий саньясин действительно живет здесь. Но вы вряд ли уговорите его, чтобы он отправился к царю Александру.
— Глупости, — рассмеялся военачальник, — если на то будет воля Александра Великого, то весь город отправится к нему.
Наконец отряд добрался до саньясина. Военачальники Александра увидели старика, стоявшего обнаженным на берегу реки.
— Следуй за нами, — сказал один из военачальников. — Наш повелитель Александр Великий хочет видеть тебя, желает, чтобы ты был его гостем. Тебе будут оказаны все подобающие почести, а затем Александр возьмет тебя в Грецию.
— Никто в этом мире не заставит меня покинуть это место, — отвечал саньясин. — Если ваш Александр хочет увидеть меня, пусть сам придет сюда.
Военачальники были настолько поражены повелительным и одновременно спокойным тоном ответа саньясина, что не решились применить силу. Вернувшись к Александру, они сказали:
— Старик настолько высокомерен, что мы опасаемся, повелитель, что и с вами он поступит точно так же.
— Тот, кто не оказывает мне должного почтения, — умрет! — сказал гордый Александр. — Я иду к нему!
Когда Александр прибыл к саньясину, тот первым начал разговор:
— Итак, ты — Александр Великий. Но я думаю, что тот, кто называет себя великим, на самом деле не велик и не может быть таким.
Несмотря на то что Александр повелевал половиной мира, эти слова повергли его в трепет.
— Я не хочу спорить с тобой, — сказал он, — я пришел пригласить тебя.
— Я свободен как ветер, — с улыбкой отвечал саньясин. — Скажи мне, ты, называющий себя великим, — разве можно пригласить ветер, который дует сам по себе? Если мне этого захочется, то я пойду в Грецию, но если я этого не хочу, никто меня не заставит.
Эти слова привели Александра в ярость.
— Старик, — закричал он, выхватив из ножен меч, — если ты не подчинишься мне, я убью тебя!
— Но ты опоздал, — отвечал саньясин, — я уже сам убил себя.
Александр еще крепче сжал свой меч.
— Сейчас твоя голова покатится с плеч!
Саньясин, остававшийся совершенно спокойным, ответил:
— Ты можешь отрубить мою голову. Но тебе не дано убить меня. Ведь когда ты увидишь мою голову падающей на землю, я тоже увижу ее падающей.
После этих слов ярость Александра вновь сменилась почтением к этому человеку. Он так и не смог убить саньясина. В его дневнике сохранилась запись об этом событии, о встрече с человеком, которого звали Датдамеш.