Одним из самых популярных фильмов начала 1990-х гг. стала захватывающая приключенческая мелодрама «Сердца трех», снятая по единственному сценарию Джека Лондона, написанному для Голливуда. Это был последний советский фильм – его начали снимать еще в СССР, а закончили уже после распада Союза. Но самой главной закадровой тайной осталась судьба актрисы, исполнившей в этом фильме свою единственную роль в кино – Акатавы, Той, Которая Грезит. После съемок она исчезла бесследно…
По каким-то причинам в Голливуде отказались от идеи снять фильм по произведению Джека Лондона, и «Сердца трех» были экранизированы только 75 лет спустя, на киностудии им. Довженко. Последний советский фильм начали снимать на деньги Госкино. Съемочная группа отправилась в киноэкспедицию в Индию, а по возвращении осталась без государственного финансирования – СССР больше не существовал. Режиссеру пришлось искать дополнительные средства, чтобы завершить съемки, и брать ссуду в банке.
Режиссер Владимир Попков долгое время не получал разрешения на съемки, а после того, как добился его, никак не мог определиться с выбором актеров на главные роли. В романе Фрэнсис и Генри Морган были братьями-близнецами, и режиссер изначально обе роли предложил Олегу Меньшикову. Тот отказался, и был найден другой вариант: кто-то посоветовал Попкову задействовать в съемках двух самых популярных на тот момент молодых актеров – Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова, которые после «Гардемаринов» стали настоящими звездами. К тому же и тому, и другому было не занимать ловкости, силы, мужественности и харизматичности, без которых бы эти образы просто не состоялись.
Во время съемок Владимир Шевельков принял решение уйти из кино и своей последней ролью поставить яркую точку в актерской карьере. После этого он уехал в родной Петербург и вернулся на съемочную площадку только спустя 12 лет – уже в качестве режиссера.
На роль Леонсии Солано проходили пробы около 80 девушек. В числе претенденток были Алика Смехова, Ольга Дроздова и Ирина Безрукова (тогда Ливанова). В результате была утверждена студентка 2 курса Школы-студии МХАТ Алена Хмельницкая. Эта роль стала для нее успешным стартом карьеры и пропуском в мир большого кино.
Однако самой большой загадкой этого фильма стала актриса, сыгравшая роль Акатавы. Владимир Попков поставил второму режиссеру, Ольге Алексеевой задачу: найти девушку с марсианской внешностью. Такая отыскалась в театральной школе Таллина. Эстонку с экзотическим именем Пирет Мянгел запомнила вся съемочная группа. Марсианской у нее была не только внешность, но и повадки. Алена Хмельницкая вспоминала: «Ну такая она была, странная девушка. Очень плохо говорила по-русски и очень не любила нас всех. Говорила: «Эти противные русские мальчишки». Вовка Шевельков ее очень боялся, потому что там была сцена, когда он спит, а она над ним с кинжалом. Он боялся очень, что она может так сделать на самом деле». Она так плохо говорила по-русски, что ее героиню пришлось дублировать другой актрисе – вместо Пирет Мянгел свой голос Акатаве подарила Анна Каменкова.
Писатель и журналист П. Алешковский рассказывал: «Как водится в советском кинематографе, если хотели изобразить кого-то очень загадочного и чужеродного, брали прибалтов. Пирет Мянгел вообще никто не знал. До этого она сыграла одну из девушек, пляшущих в баре в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Понятно, что там её никто не заметил… Похоже, что марсианская красота не помогла Пирет Мянгел сделать карьеру в кино. Во всяком случае, больше она не снималась и теперь, кажется, живёт в Италии, что только подчёркивает загадочность её появления и исчезновения в нашем кинематографе».
О ней никто ничего не знал тогда, и до сих пор о ее судьбе известно немного. Армянский актер Рафаэль Котанджян, сыгравший в фильме главного злодея Альвареса Торреса, рассказывал, как однажды предположил, что эстонка может быть родственницей известного врача нацистской Германии Йозефа Менгеле, по прозвищу «Ангел смерти из Освенцима» – их фамилии с актрисой были созвучны. И Пирет на это ответила: «Он – мой двоюродный дедушка». Остается только догадываться о том, была ли доля истины в этой шутке.
В кино она больше не снималась. Ходили слухи, что Пирет Мянгел вышла замуж за итальянского аристократа и уехала на его родину. Говорили, что она училась в Центре кинематографии в Милане на практических курсах кино- и видеопродукции, работала моделью, а затем – в архитектурном совете Венеции. Однако отыскать загадочную актрису никому так и не удалось.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270919/44262/