Пролёты пары «V-22 Osprey» сил ССО США над Киевом, Полтавой, Днепром, Запорожьем и Одессой уже вызвали ожидаемые детонации на России и среди коллаборантов в «республиках». Сквозь нотки острой боли пробивались шутки, что «хлопцев покатали на иномарке», «Америка с нами», «целых два» и прочий филиал Петросяна. К счастью, принять картину мира, где Украина седьмой год «разваливается», но всё больше интегрируется в структуры Альянса, коттоновый мозг не в состоянии.
Наши же СМИ пестрели заголовками — «Истребители США дозаправились в небе над Украиной» (редакторы, лишайте своих журналистов сладкого за «истребители» в отношении к «V-22 Osprey») и «Сбылся самый страшный кошмар Кремля». Хотя для обывателя совершенно неочевидно даже из статей — в чём же этот кошмар заключается. Потому что достаточно тяжело провести параллели между парой конвертопланов над Черкассами и нервными заявлениями в Кремле о приближении НАТО к Причерноморью и Приазовью. Хотя они определённо существуют. Тем более, это не первый визит, и в 2017 году в Николаевской области птички уже летали.
Но чтобы понять логику демонстрации возможностей техники США, нужно сначала понять, что из себя представляет конвертоплан «V-22 Osprey». Потому что «Скопа» не просто гибрид вертолёта и турбовинтового самолёта — это уникальная многоцелевая машина со своими задачами. Даже имя аппарата — хищная птица, способная во время охоты подолгу парить и зависать над добычей, — говорит нам о его нише.
Особенно технологической нише: сделанный из стекловолокна, композитов и углепластика корпус в среднем на четверть легче, чем у металлических конкурентов; двигателя могут разворачиваться в двух гондолах на более чем 90 градусов и менять геометрию; винты складываются за 90 секунд, позволяя быстро принимать «Скопы» на авианосце; стеклянная кабина у новых Block C изнутри выглядит как пульт управления НЛО, а автопилот переводит борт из «самолётного» режима в зависание без вмешательства пилота.
Хотя, конечно, вертикальный взлёт, приемлемая маневренность при сильном ветре у земли и способность работать с палубы являются лишь приятными дополнениями к его основной задаче — быстро и на огромное расстояние доставить группу морских пехотинцев или Силы Специальных Операций США. Находясь на базе на севере Ирака, «Скопа» без дозаправки может достигнуть Азербайджана, Кувейта, Израиля. Привезти груз на слабо оборудованную площадку с помощью систем точного сброса, доставить отремонтированный двигатель из мастерской на авианосец, высадить группу снайперов и авиационного наводчика с тросов или дать возможность совершить парашютное десантирование.
И всё это с боевым радиусом (с дополнительными баками в серии В для морской пехоты) — 2100 километров, без дополнительных баков — 1200 км. А ещё «Скопа» может как сама дозаправляться в воздухе, так и заправлять другие машины. Именно так поставили рекорд для конвертопланов — перелёт с континента на континент. Из Афганистана на десантное судно у Крита. Внушает технологический уровень США, да? Те ребята, которые вчера проходили над Киевом, прибыли к нам из Британии, например. Своим ходом. Крейсерская скорость «V-22 Osprey» — 500 км/ч, и он может идти одним строем с истребителями сопровождения, что фактически недоступно вертолётам. Быстро, далеко и относительно безопасно доставить американскую пехоту. Ощущаете градус нагревания стула в Кремле и его причину?
Ну и кто прилетел — отдельно интересно. 352 крыло специальных операций США. Европейское командование, база королевских воздушных сил Британии Милденхолл. Их должны были сокращать в 2017-м, но Путин внезапно всех переиграл, и НАТО понадобилось наращивать военное присутствие в Европе. Задачи 352 крыла — это управление огнём судов и авиационной поддержкой на поле боя. Быть глазами эсминцев УРО США в Причерноморье, наводить на цели «Б-52» и в случае необходимости перебросить группу ССО в «нестерильный» с точки зрения безопасности регион. Грубо говоря — что-то вроде аэропорта в Краматорске в 2014 году. Но основная нагрузка именно в целях ВВС — передовые авиационные наводчики и группы их сопровождения, санитарная эвакуация для раненых пилотов.
Так вот мы и наблюдаем, как командование специальных операций ВВС катается по городам Украины. Прибыв в международный аэропорт Винница, показав, что за считанные часы могут развернуться на любой ВПП и даже на гражданском объекте. И потом по плану работая совместно в ССО ВСУ на Западной Украине, кружа над Киевом, проходя над каскадом ГЭС над Днепром, обеспечивая высадку «морских котиков» 73-го центра в Очакове и дозаправляясь в небе близ Одессы с британского «Геркулеса».
Что демонстрирует Кремлю Вашингтон? 3-4 часа и ССО США в любой точке Украины. Как, впрочем, и ударные самолёты и стратегические бомбардировщики. Особенно если захочется водички в Крыму. Может получиться, как в Сирийском Курдистане — придётся потом вдовам ЧВК «Вагнер» затыкать деньгами рты. И если понадобится украинцам транспортное плечо — наши специальные части за считанные часы могут быть в лесах близ Чернигова или у Харькова, если там вдруг занесёт опять Игоря Ивановича с позывным Генералом.
Одно дело — читать новости, что ССО ВСУ в 2020 году впервые заступает на боевое дежурство в составе Сил быстрого реагирования Альянса и что мы прошли сертификацию. А другое — самому видеть, как британские истребители кружат над Одессой, «Геркулесы» заправляют «Скопы», с которых с фалов высаживаются украинские бойцы. Несколько лет кропотливой работы дают свои плоды. Это не значит, что НАТО завтра начнёт устанавливать украинский флаг над Донецком и что не нужно будет сражаться за независимость.
Это означает всякие скучные вещи — Q-курсы, J-структуры, NRF, сертификаты совместимости и планы учений. То, что Украина продолжает дрейфовать подальше от своего кровавого и неадекватного соседа. И как бы ни шутили пригожинские тролли по поводу сразу двух «Osprey», там всё же хорошо понимают возможности ВС США и то, что США способны при помощи 350 «Скоп» развернуть в Восточной Европе, которая сегодня полностью в Альянсе. И чем закончилось участие США в двух предыдущих мировых войнах для их противников. Поэтому шутки шутками, а фантомные боли россиян про утраченную Украину скрыть сегодня практически невозможно. Вот это и есть самый страшный кошмар Кремля.