В России продолжают разрабатывать химическое оружие, несмотря на ратификацию Конвенции ООН о его запрещении в 1997 году, выяснила расследовательская группа The Insider и Bellingcat, «Радио Свобода» и немецкого издания Der Spiegel.
По информации участников расследования, разработки отравляющих веществ могли использоваться в резонансном отравлении российского оппозиционера Алексея Навального, в организме которого были обнаружены следы нервно-паралитического вещества «Новичок».
Выяснилось, что важную роль в разработках играют научный центр «Сигнал» в Москве и государственный Научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны в Санкт-Петербурге. В «Сигнале» работают специалисты по ингибиторам (подавителям) холинэстеразы, жизненно важного фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. В этом же учреждении трудятся эксперты по наноинкапсуляции — упаковыванию частиц вещества в оболочку из другого вещества. Эта технология может повысить эффективность отравляющего вещества, замаскировать его наличие и отложить начало действия, говорится в расследовании.
Центр «Сигнал» некоторое время входил в состав третьего Центрального научно-исследовательского испытательного института Минобороны в городе Шиханы Саратовской области. В этом же населенном пункте находился филиал Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), где, как считается, проходила разработка вещества из группы «Новичок».
Учреждения в Москве и Санкт-Петербурге тесно сотрудничают, подчеркивают авторы расследования. По их сведениям, начальник петербургского ГНИИ Сергей Чепур неоднократно звонил исследователям «Сигнала», а также Денису Сергееву (россиянин с паспортом на имя Сергея Федотова) и Александру Мишкину («Александру Петрову»), которых Великобритания обвинила в отравлении бывшего двойного агента Сергея Скрипаля в марте 2018 года. Кроме того, Чепур участвовал в заседании в штаб-квартире Главного управления Генштаба ВС России (бывшего ГРУ) в феврале 2018-го.
Директор «Сигнала» Артур Жиров и его команда также запатентовали ряд биоактивных добавок и смесей для спортивных напитков. Слова предполагаемых отравителей Скрипалей Александра Мишкина и Анатолия Чепиги («Александр Петров» и «Руслан Боширов») о работе в сфере спортивного питания в нашумевшем интервью Маргарите Симоньян являлись «внутрикорпоративной шуткой», говорится в расследовании.
Взаимодействие ГУ Генштаба с разработчиками химического оружия идет опосредованно через ГНИИ военной медицины и Сергея Чепура, утверждают расследователи, ссылаясь на данные биллингов телефонных разговоров. При этом «и в звонках руководства «Сигнала», и в звонках Чепура можно найти немало контактов и с высокопоставленными офицерами ФСБ. Таким образом, вопрос о том, какая из двух силовых структур ответственна за отравление Навального, пока остается открытым», — резюмируют авторы.
Эксперты спецлаборатории вооруженных сил Германии по просьбе клиники Charite провели токсикологический анализ проб, взятых у российского оппозиционера Навального, и обнаружили в них следы нервно-паралитического вещества группы «Новичок». К аналогичным выводам независимо друг от друга пришли лаборатории в Швеции и Франции, а также эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Москва отрицает все обвинения в причастности к покушению на Навального. Евросоюз и Великобритания 15 октября ввели санкции за его отравление.