Анастасия Вертинская уже более 20 лет не снимается в кино и редко появляется на публике. Зрители запомнили ее в образах Ассоль и Гуттиэре, а сама она ненавидела своих героинь из «Алых парусов» и «Человека-амфибии» и в жизни была совсем не такой, как на экранах…
Наверное, и талант, и красота передались ей по наследству: ее отец, Александр Вертинский, был знаменитым артистом – поэтом, шансонье и актером, мать, Лидия Циргвава, снималась в кино и занималась живописью. Своим дочерям Анастасии и Марианне они дали отличное образование: девочки занимались музыкой, углубленно изучали искусство и иностранные языки.
В 17 лет на Анастасию Вертинскую обрушилась невероятная популярность – после выхода на экраны фильмов «Алые паруса» и «Человек-амфибия», где она сыграла главные роли. Правда, ей был абсолютно непонятен ажиотаж вокруг ее персоны – сама себя она актрисой не считала и думала, что попала на съемочную площадку совершенно случайно, ведь в Щукинское училище она поступила уже будучи звездой «Алых парусов».
Позже она говорила, что ее Ассоль совсем не была ей близка – сама она не была романтической героиней, не искала принцев и не верила в алые паруса. Своих первых ролей Вертинская не любила – говорила, что они сродни детским фотографиям: умилительно, но нелепо! До сих пор она чувствует раздражение, когда ее благодарят за эти роли: «Я их просто ненавижу! Эти роли принадлежат к периоду моего бессознательного творчества. В то время мне было всего пятнадцать лет, и больше всего на свете я любила играть в баскетбол. Понятия не имела, что делать перед камерой, хотя очень старалась и все время улыбалась режиссеру». Своей первой серьезной ролью она называла Офелию в фильме «Гамлет», которую сыграла в 19 лет. Именно после этой картины, получившей специальный приз Венецианского фестиваля, Анастасию Вертинскую стали называть за рубежом «Вивьен Ли советского экрана».
Ранняя слава ее совсем не обрадовала – после того как ее повсюду начали преследовать слишком навязчивые поклонники, актриса старалась избегать появлений на публике. Спустя годы Вертинская признавалась: «Это было настоящим испытанием, потому что я люблю уединение комфорт и герметичность своего существования. А тут приходилось терпеть, что ты был доступен. Это нанесло мне травму». Изжить страх толпы ей не удалось до сих пор, поэтому актриса очень не любит находиться в помещениях, где много народа.
Анастасия Вертинская продолжала сниматься в кино до 1980-х гг., а потом появлялась на экранах все реже и реже. В конце 1980-х гг. ее пригласили преподавать актерское мастерство в Оксфорде. Знание английского языка помогло ей блестяще справиться с этой задачей. Помимо этого, она преподавала в Чеховской школе в Париже и европейской киношколе в Швейцарии.
В конце 1990-х гг. она приняла решение навсегда уйти из актерской профессии. Даже ее близкие были шокированы этим решением. Свой выбор Вертинская объясняла так: «Если бы я не «катапультировалась» из стен театра, то просто не состоялась бы как личность. Зачем влачить убогое существование: сидеть в театре и рыдать, что не дают ролей? Нужно все время поворачиваться спиной к невыгодной мизансцене».
В 1991 г. Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров, который оказывал помощь малоимущим и больным артистам. Еще одной ее страстью стала кулинария – она помогала своему сыну Степану Михалкову разрабатывать меню для его ресторанов. А главным делом своей жизни Анастасия называет работу над восстановлением творческого наследия своего отца: она выпускает диски с его песнями, публикует стихи и мемуары, реставрирует неизвестные записи Александра Вертинского.
Актриса не считает себя одинокой: несмотря на то, что после браков с Никитой Михалковым и Александром Градским и продолжительных отношений с Олегом Ефремовым она так и не вышла замуж, своей семьей она считает сына, невестку и внуков. И говорит, что одиноким человеком себя может чувствовать только тот, у кого внутри пустота.
Вертинская ведет уединенный образ жизни, о котором мечтала всегда. И при этом заявляет: «Я не отшельник, понимаете. Уланова тоже рано ушла со сцены, а Плисецкая танцевала долго, это зависит от твоих потребностей. Я с 15 лет актриса... Поэтому и сцену знаю рано, и камеру… У меня такая школа была театральная: если играешь драматическую роль, то играешь на разрыв. Я очень долго восстанавливалась после Нины Заречной в «Чайке», например. Мне казалось, что нужен год, чтобы накопить эту энергию опять. Это надрыв души, понимаете. Я устала все время быть в состоянии этого диагноза».
Анастасия Вертинская никогда не жалела о том, что ее актерская судьба сложилась не очень успешно – после мощного старта таких же ярких ролей в дальнейшем практически не было. Но актриса не видит в этом трагедии. Она говорит: «Ты должна идти своим путем. Ты должна выбирать свою дорогу, и она должна быть абсолютно для тебя органична. Главное – это не нагружать себя невыполнимыми желаниями… Нужно просто жить и делать то, что тебе нравится. Создавать, что можешь еще создать. И никогда не переоценивать себя в реальной жизни. Потому что реальная жизнь – эпоха, которая захочет и впишет тебя в себя, а не захочет – не впишет». Остается только поздравить актрису с юбилеем и пожелать ей пребывать в гармонии с собой и оставаться в такой же прекрасной форме, которой она не теряет уже многие десятилетия!