* Во вторник, 9 февраля, через год и три дня после окончания судебного процесса по первому импичменту Трампа, в Сенате начался процесс по его второму импичменту. Трампу предъявлено обвинение в подстрекательстве к мятежу.
Это всего лишь четвертый в истории США судебный процесс по обвинению, предъявленному президенту в результате импичмента и второй такой процесс, подсудимым в котором является Трамп.
Первый процесс состоялся в 1868 году над Эндрю Джонсоном. Для признания его виновным не хватило одного голоса (голосование 35-19). Второй процесс происходил в 1999 году, обвиняемым тогда был Билл Клинтон, который был оправдан Сенатом (голосование 45-55 по обвинению в даче ложных показаний большому жюри, в том числе 10 республиканцев голосовали против признания Клинтона виновным, и 50-50 по обвинению в препятствовании правосудию, в том числе 5 республиканцев голосовали против признания Клинтона виновным). На третьем процессе, в 2020 году, Трамп был оправдан Сенатом (по обвинению в злоупотреблении властью, сопряженному с нанесением ущерба национальной безопасности США для получения личной выгоды, голосование 48-52, в том числе один республиканец голосовал за признание Трампа виновным, и по обвинению в обструкции Конгресса голосование 47-53 строго по партийной границе).
- Поскольку Трамп не является больше президентом, председательствует в судебном процессе не председатель Верховного Суда, а, как это происходит на судебных процессах по результатам импичмента должностных лиц, не являющихся президентами, president pro tempore Сената сенатор Патрик Лехи. Эта должность, «временного президента Сената», введена для того, чтобы занимающий ее сенатор замещал на заседаниях Сената его президента, которым по Конституции является вице-президент США. С 1890 года эту должность всегда занимает сенатор из партии большинства с самым большим стажем пребывания в Сенате. Сенатор Лехи был впервые избран Сенатором от штата Вермонт в 1974 году. Кстати, «временный президент Сената» - это не просто почетная должность. Занимающий ее сенатор является согласно 25-й поправке к Конституции третьим в линии преемственности власти после вице-президента и спикера Палаты Представителей в случае смерти президента или отстранения его от должности.
- Судебный процесс начался с принятия резолюции о порядке ее проведения. Резолюция была заранее согласована лидерами обеих партий в Сенате Шумером и Макконнеллом, тем не менее 11 республиканцев проголосовали против ее принятия.
Затем, в соответствии с резолюцией началась первая фаза процесса, на которой обсуждалось, является ли процесс конституционным. Обвинение и защита получили по два часа для представления своих аргументов.
Команда прокуроров-менеджеров из Палаты Представителей, возглавляемая конгрессменом Джеми Раскиным (до избрания в Конгресс он был профессором конституционного права) очень четко и профессионально сформулировала свою позицию. 6 января по призыву тогдашнего президента Трампа в стране произошла попытка мятежа, государственного переворота с целью сорвать утверждение результатов президентских выборов на совместном заседании обеих палат Конгресса. Многотысячная толпа сторонников Трампа по его призыву штурмовала Капитолий, нападала на охранявших его полицейских, разгромила и разграбила офисы членов Конгресса, в том числе спикера Палаты Представителей, призывала к убийству вице-президента Пенса и спикера Пелоси. В результате мятежа погибли 5 человек, в том числе один полицейский. Многие сотрудники полиции были ранены. Один из них лишился трех пальцев на руке, еще одному угрожает потеря глаза. Двое полицейских покончили с собой.
На сегодняшний день предъявлены обвинения в совершении различных преступлений уже более, чем двумстам участникам мятежа.
Все это явилось результатом призывов действующего президента, который не желая мириться с поражением на выборах, не хотел отдавать власть. Тем самым президент изменил своей присяге и Конституции, призывая прервать конституционный процесс подведения итогов и объявления результатов президентских выборов. Эти действия являются тяжким преступлением, подпадающим под импичмент, который был объявлен Трампу Палатой Представителей 13 января, когда он все еще продолжал оставаться действующим президентом.
Сенат имел возможность начать судебный процесс сразу же, вслед за предъявлением президенту обвинения, но тогдашнее республиканское большинство воспротивилось этому. Тем не менее, абсолютно конституционно судить по результатам импичмента теперь уже бывшего президента, поскольку он совершил тяжкое преступление, пребывая в должности, и это преступление не может остаться безнаказанным, как не должен быть создан и прецедент, в соответствии с которым уходящий со своей должности президент может совершать преступления, за которые не будет нести ответственности. Сторона обвинения также ссылалась на множество работ специалистов по конституционному праву и на сам текст Конституции, обосновывая, что Сенат не только может, но обязан провести судебный процесс.
- Затем представила свои аргументы сторона защиты. По общему мнению практически всех комментаторов, адвокаты Трампа Брюс Кастор и Дэвид Шоэн очень плохо подготовились к процессу и выступили крайне слабо. В своей длинной речи Кастор много философствовал и большую ее часть посвятил чему угодно, только не сути дела. Адвокаты Трампа говорили, что поскольку Трамп уже не президент, судить его Сенат не имеет права. В своих доводах они пытались опереться на мнение профессора юридического факультета Мичиганского университета Брайана Колта, ссылаясь на его 124-страничную работу 2001 года, в которой он обсуждал как раз, возможно ли судить по результатам импичмента человека, уже не занимающего высокую должность. Однако вечером во вторник профессор Колт заявил, что адвокаты Трампа приписали ему то, чего он не говорил, более того, сам он считает и это следует из его упомянутой работы, что уже ушедшего с должности президента можно судить по результатам его импичмента.
Адвокаты Трампа вынуждены были также признать, что сторона обвинения провела большую и хорошую работу.
Как сообщили со ссылкой на источники в окружении Трампа CNN и Нью-Йорк Таймс, он был очень недоволен тем, как выступили его адвокаты и «буквально кричал».
- А затем состоялось голосование по вопросу о том, является ли процесс конституционным. Неделю назад республиканский сенатор Пол требовал голосовать по этому вопросу еще до начала процесса, утверждая, что процесс неконституционен и не должен состояться. Тогда против его предложения проголосовали 55 сенаторов, в том числе 5 республиканцев.
Во вторник 56 сенаторов проголосовали за то, процесс конституционен, и 44 сенатора проголосовали «против». Все голосовавшие «против» - республиканцы. «За» проголосовали все 50 демократов и 6 республиканцев – сенаторы Сюзан Коллинс, Лиса Мурковски, Митт Ромни, Бен Сасс, Пат Туми (они голосовали против предложения Пола неделю назад) и сенатор Бен Кассиди из Луизианы. Неделю назад Кассиди поддержал Пола. Во вторник он заявил, что изменил свое мнение, заслушав как присяжный, стороны обвинения и защиты. Как сказал Кассиди, сторона обвинения была сфокусирована на конкретном вопросе, представила ясные и четкие аргументы, проделала хорошую работу. Сторона защиты запуталась в собственных аргументах, была рассеяна и выступила слабо. Поэтому, сказал Кассиди, он поддержал сторону обвинения.
- Процесс продолжится в среду. Обвинению и защите будет дано по 16 часов для представления аргументов по существу. Согласно резолюции, определяющей порядок процесса, он будет проходить без выходных дней, в том числе в субботу и в воскресенье. Поэтому можно ожидать, что процесс закончится максимум в течение недели.
- Для признания Трампа виновным нужны голоса 2/3 сенаторов, то есть 67 голосов. Ожидать, что республиканцы дадут 17 голосов за отречение Трампа от политики, было бы наивно. Большинство республиканских сенаторов боится его, боится его влияния в своей партии, их больше всего пугает, что выступив против него, они навлекут на себя и его гнев и гнев избирательной базы своей партии, для которой Трамп остается по-прежнему непререкаемым лидером. Согласно последним опросам только 9% зарегистрированных республиканцев считают, что Трамп должен быть признан виновным, и 87% считают, что он должен быть оправдан.
Шесть республиканских сенаторов, проявивших во вторник независимость, и поставивших истину и интересы страны выше чего бы то ни было еще, Трампа не боятся. Сенаторы Коллинс, Сасс и Кассиди были переизбраны в Сенат 3 ноября 2020 года на очередной шестилетний срок. Сенатор Туми объявил, что не будет добиваться переизбрания в 2022 году. Сенатор Мурковски, хотя и переизбирается в 2022 году, очень популярна в Аляске, и ее личная популярность никак не связана с Трампом, поэтому она не раз демонстрировала свою независимость от него. Сенатор Ромни также очень популярен среди своих избирателей в Юте, свое отрицательное отношение к Трампу много раз выражал совершенно открыто.
Можно ожидать, что эти 6 сенаторов проголосуют вместе с демократами за признание Трампа виновным. Присоединиться ли к ним еще кто-то? Лидер республиканцев Макконнелл во вторник вечером заявил, что голосование за признание Трампа виновным – это вопрос совести каждого отдельного сенатора. Как сообщает Bloomberg, три источника из окружения Макконнелла говорят, что он не решил еще сам, как он проголосует и что любой из тех, кто голосовал против признания процесса конституционным, может проголосовать за признание Трампа виновным.
Тем не менее, нужно смотреть на вещи реалистично. Вероятность, что такие сенаторы найдутся среди 44 республиканцев, голосовавших сегодня против признания процесса конституционным, очень мала.
* Судебный процесс затмил все остальные новости. Очень кратко о том, что еще происходило.
- Джо Байден, Камала Харрис и министр финансов Джанет Йеллен встретились в Белом Доме с руководителями нескольких крупных компаний и обсудили с ними параметры закона о преодолении пандемии и ее экономических последствий.
- Отвечая на ежедневном пресс-брифинге в Госдепартаменте на вопрос о политике в отношении России, пресс-секретарь Нэд Прайс, сказал:
«Мы действуем быстро и решительно с первого дня работы этой администрации, чтобы гарантировать, что наши меры по привлечению российского режима к ответственности за его злонамеренные действия по всем направлениям будут предприняты. Конечно, уже в первые дни работы этой администрации мы стали свидетелями жестоких репрессий против российских граждан, которые вышли на улицы только для того, чтобы осуществить права, которые им гарантированы в соответствии с российской конституцией. Директор Национальной Разведки в настоящее время проводит анализ целой серии злонамеренных действий России. Мы, конечно, принимаем во внимание вопиющие действия России в этом конкретном случае и нарушения ею прав человека в более широком смысле.
Я бы не хотел говорить о временных рамках, но я думаю, вы ясно видели, что мы предпринимаем ряд действий, координируем свои действия с нашими союзниками и партнерами, не оставляя никаких сомнений в нашей позиции в наших публичных заявлениях».
* Слушания по утверждению Мэррика Гарланда генеральным прокурором США назначены в юридическом комитете Сената на 22-23 февраля. Как оказалось, республиканский сенатор Грэм, который до 3 февраля был председателем юридического комитета, вообще не начинал даже формальную процедуру принятия к рассмотрению кандидатуры Гарланда. Согласно правилам комитета, процесс рассмотрения номинации занимает 28 дней. И поэтому комитет сможет голосовать по утверждению кандидатуры Гарланда только 1 марта, поскольку формальное рассмотрение номинации началось лишь 3 февраля.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.