В середине февраля президент США Джо Байден и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху впервые пообщались после вступления Байдена в должность. В Израиле этот телефонный разговор долго ждали на фоне опасений относительно изменений в ближневосточной политике США. После 4 лет, в течение которых администрация Трампа открыто и серьезно поддерживала действия еврейского государства, руководство Израиля обеспокоено угрозами Ирана и тем, как США могут подойти к новому ядерному соглашению.
Обеспокоенность Израиля: Ядерное оружие Ирана и не только
Нетаньяху давно предупреждал о стремлении Ирана к созданию ядерного оружия. В своем выступлении в Организации Объединенных Наций в 2012 году он представил рисунок бомбы и наглядно показал, где для Израиля проходит «красная линия», которая призвана удержать Иран от обогащения урана в объеме, достаточном для создания ядерного оружия. Уже в этом году, 23 февраля, Нетаньяху еще раз предупредил, что «с соглашением или без него мы сделаем все, чтобы Иран не получил ядерное оружие». Ранее поступали сообщения, что Ирану понадобится около 55 фунтов обогащенного до 90% урана для создания одной ядерной бомбы. В последние дни Иран предупреждал, что хочет добиваться обогащения до 60%.
Ядерная напряженность возникает на фоне других видов деятельности Ирана в регионе. Считается, что ракетные удары по американским силам в Эрбиле и Багдаде в Ираке исходят от проиранских ополченцев и вписываются в схему увеличения числа атак, начиная с 2019 года. Администрация Байдена не спешит обвинять Иран, и не говорит, как собирается реагировать на его действия. (26 февраля стало известно о ракетном ударе по базе боевиков в Сирии). Администрация Трампа отреагировала на аналогичные нападения авиаударами в декабре 2019 года и марте 2020 года.
Израиль готовится к неприятностям
Хотя напряженность в Ираке не связана с израильско-иранской напряженностью, она является частью более широкой региональной парадигмы, в которой многие конфликты взаимосвязаны. Высокопоставленные представители Армии обороны Израиля считают, что у этих взаимосвязанных конфликтов будут серьезные последствия. Это означает, например, что Иран поддерживает повстанцев-хуситов в Йемене, укрепляет позиции в Сирии и поддерживает Хезболлу - все это влияет на Израиль.
16 февраля, за день до телефонного разговора между Байденом и Нетаньяху, Израиль провел незапланированные учения под названием «Веред Агалиль» («Галилейская роза»). Армия обороны Израиля подготовила свои военно-воздушные силы к переходу в режим повышенной боевой готовности. В учениях приняли участие все подразделения ВВС, включая десятки самолетов. Командующий ВВС Израиля генерал-майор Амикам Норкин сказал, что учения улучшили готовность ВВС. По сообщениям, военно-воздушные силы в ходе учений отрабатывали нанесение ударов по 3000 целям Хезболлы в течение одного дня. Это больше чем самый высокий однодневный показатель возглавляемой США коалиции в войне 1991 года против Ирака Саддама Хусейна.
Израиль рассчитывает использовать свой план «Моментум», чтобы при помощи истребителей F-35 и сил ПВО подавить противника во время следующего конфликта. Недавно Израиль также приобрел у США два новых самолета-заправщика KC-46, хотя на их поставку уйдут годы. Страна стремится увеличить свои закупки F-35 с 50 до 75 самолетов, а также закупить еще больше вертолетов. В этом месяце Израиль также объявил о начале работ над созданием системы ПВО «Стрела-4», которая является частью многоуровневой системы ПВО, уже включающей в себя «Железный купол», «Пращу Дэвида» и «Стрелу». За последний год Израиль поставил в США два зенитно-ракетных комплекса «Железный купол», так как США также хотят использовать эту систему для своих нужд ПВО малого радиуса действия. 23 февраля Израиль объявил о сделке с Германией на поставку системы активной защиты Trophy. Одним словом, Израиль располагает множеством военных технологий, которые готовят его к войне против такого сложного противника, как Иран и поддерживаемые им марионетки.
Учитывая общую ситуацию, Израиль хочет, чтобы администрация США активизировала свои действия в этом регионе и рассчитывает на новые мирные соглашения с ОАЭ и Бахрейном, а также с нынешними партнеров в Иордании и Египте. Напряженности в отношениях с Ираном сопутствует сложная цикличность. 3 февраля Хезболла в Ливане выпустила ракету класса «земля-воздух» по израильскому беспилотному летательному аппарату. Подобный инцидент похож на инциденты 2020 года, когда боевики Хезболлы прорезали дыры в защитном ограждении на границе, и осени 2019 года, когда Израиль атаковал группу беспилотников Хезболлы в Сирии вблизи Голанских высот. Эта цикличная напряженность в любой момент может обостриться, но Израиль надеется, что предпринимаемые им действия, будь то контакты с администрацией Байдена или недавние учения ВВС, послужат сигналом, необходимым для сдерживания Ирана.