«Старая, старая сказка»: почему Олег Даль не хотел сниматься с Мариной Нееловой

«Старая, старая сказка»: почему Олег Даль не хотел сниматься с Мариной Нееловой

22 февраля 1989 г. ушла из жизни Надежда Кошеверова – советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, создательница замечательных киносказок «Золушка», «Тень», «Царевич Проша», «Соловей», «Ослиная шкура» и др. Одной из самых известных ее работ стала «Старая, старая сказка» – фильм, который вышел на экраны 50 лет назад. Он стал одним из лучших в фильмографии Олега Даля и принес первую популярность Марине Нееловой. Правда, этого могло и не случиться, ведь актер был категорически против утверждения на роль принцессы молодой и, как ему казалось, очень слабой актрисы.


Сценарий фильма, написанный Юлием Дунским и Валерием Фридом, был создан по мотивам сказок Андерсена. Режиссером стала Надежда Кошеверова, уже известная на тот момент по фильмам «Золушка» и «Укротительница тигров». С актером на главную мужскую роль она определилась очень быстро – еще в предыдущей своей работе Кошеверова хотела работать с Олегом Далем, но на тот момент он еще был студентом Щукинского училища, и его не отпустили на съемки. Спустя 5 лет она вспомнила о своем намерении и пригласила Даля на пробы.

Актер полностью оправдал ее ожидания. Кошеверова вспоминала: «Основываясь на том, что я уже видела на пробах, и на своем представлении, что может делать Олег, хотя я с ним еще и не была знакома, я пригласила его на роль. Несмотря на все мои предположения, я была удивлена. Передо мной был актер яркой индивидуальности. Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный. Олег очень любил импровизировать. Все дубли, которые он делал, были совершенно разные. Ему не нравилось повторяться».

Олег Даль начал сниматься в кино еще в 1962 г., в 21-летнем возрасте, но всенародная популярность пришла к нему в конце 1960-х гг., когда на экраны вышли фильмы «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Женя, Женечка и «Катюша», а вслед за ними – «Старая, старая сказка». Когда начались съемки сказки Кошеверовой, актер был на пике популярности и мог себе позволить не соглашаться с режиссером и высказывать свое недовольство. Что он и сделал, узнав о выборе главной героини.

С исполнительницей главной женской роли Кошеверова долго не могла определиться. Из всех претенденток ей больше всех нравилась 21-летняя второкурсница ЛГИТМиКа Марина Неелова, но у нее совсем не было опыта съемок в кино, к тому же она от природы была очень застенчивой и терялась перед камерами. Ассистент режиссера заметил ее растерянность и посоветовал открыться и показать все, на что она способна. Позже Неелова вспоминала: «И я открылась... Да так, что утвержденный на главную роль Олег Даль, увидев мои пробы, сказал Надежде Николаевне: «Берите кого угодно, только не эту». От страха я почувствовала полную раскованность. Желая показать все, на что была способна, я кривлялась, как обезьяна! Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова – нежный, чуткий человек – нашла в этом что-то и утвердила на роль… Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты».

Против ее кандидатуры выступил не только Олег Даль, но и весь худсовет. Узнав об этом, актер сменил гнев на милость и встал на защиту дебютантки. Георгий Штиль, сыгравший телохранителя принцессы, рассказывал: «Худсовет был против Нееловой. Тогда мы втроем – я, Кошеверова и Даль – решили отстоять Мариночку. Пришли на очередное заседание, и Надежда Николаевна решительно заявила: «Либо играет Неелова, либо я эту картину ставить не буду». Старички почесали головы и решили уступить настойчивости Кошеверовой».

Когда актеры были утверждены, режиссер приступила к съемкам, предупредив Неелову: «Только не влюбись в Олега, иначе картину загубим!» Сначала актриса не поняла, в чем Кошеверова видела опасность, но при первой же встрече с Далем ей стало ясно, почему сотни девушек теряли голову от этого ничем не примечательного, на первый взгляд, актера: «И наконец-то мы с ним встретились... Черные кудри, огромные синие глаза, прекрасная, длинная и талантливая фигура... Танцевал и пел прекрасно, играл потрясающе, рассказчик замечательный. Не влюбиться в него не-воз-мож-но!.. Олег Даль мне очень помогал на площадке, в нем была редкая открытость – он не давил, не менторствовал, не учил, а именно помогал. Работа с ним стала для меня школой… Олег был очень красивый… Когда он появлялся на сцене или в жизни, люди мгновенно замирали, и смотрели только на него. Он обладал магнетизмом, устоять против которого было невозможно». Отношение Даля к Нееловой изменилось с началом съемок. Впоследствии они не только снимались вместе, но и дружили.

Когда 2 марта 1970 г. состоялась премьера фильма, в кинотеатрах было не протолкнуться – желающих было столько, что контролерам пришлось устанавливать вдоль стен дополнительные стулья. А на Международном кинофестивале в Венеции «Старая, старая сказка» была отмечена дипломом.

Кинодебют Марины Нееловой оказался очень успешным, но за это ей пришлось оправдываться в театральном институте – из-за съемок она пропустила почти целый год учебы. Чтобы ей позволили вернуться на ее курс, Неелова просила прощения и у педагогов, и у однокурсников – иначе все они могли бы решить, что она погналась за славой, что ею двигало тщеславие, хотя это было не так. Ее извинения приняли, на курс вернули, но в результате все же наказали – она единственная с курса получила по актерскому мастерству в дипломе «четверку», у всех остальных были «пятерки». К счастью, это не стало препятствием для ее дальнейшей кинокарьеры, а роль принцессы стала одной из самых любимых во всей ее фильмографии.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220220/45562/