Год назад я разговаривал с одним специалистом в области ай-ти, информационных технологий то есть, владельцем своей айтишной фирмы в России. Часть клиентов -- большие госкомпании и госучреждения.
Год назад такой обвальной девальвации ещё не было, но я её прогнозировал, о чём и рассказал моему знакомому.
Поскольку по работе он имел много дел с госслужащими и госчиновниками относительно высокого ранга, я спросил его: "Почему эти люди поддерживают аннексию Крыма и войну на востоке Украины? Неужели у них нет инстинкта самосохранения и заботы о своём благосостоянии? Что будет с ними, если рубль упадёт, например, в два раза? Ведь они ездят заграницу, сорят там валютой, у многих там учатся дети, у некоторых там "запасной аэродром. Как же так?"
Я удивился его ответу. И запомнил его, наверное, на всю жизнь.
Мой знакомый сказал: "Если курс рубля упадёт в два раза, эти люди ничего не потеряют, их валютные заработки не изменятся. Взятки станут в два раза крупнее, в два раза станут большими откаты. Их рублёвая зарплата нематериальна, по сравнению с тем, сколько они делают на взятках и откатах. И они в этом случае просто удвоятся".
Я был поражён этой логикой и с интересом ждал подтверждения. Наконец, дождался официальной (!) статистики.
В первом полугодии 2015 года размер средней взятки увеличился... внимание... барабанная дробь... на 100%, по сравнению с тем же периодом в 2014 году. То есть в долларах размер взяток не "просел", из-за девальвации. Просто точно с курсом увеличился и средний рублёвый размер взяток и откатов. Средний размер (средний!) взятки составил 206 тысяч рублей.
Чем не измеритель долларизации экономики? Чем не подтверждение того, в какой валюте мыслят коррупционеры?
При падении рублёвого ВВП страны на 5% и долларового ВВП примерно на 50%, "коррупционные издержки" экономики в национальной валюте выросли в два раза.
Этого не выдержила бы никакая экономика, ни убогая и перекошенная, типа российской, ни диверсифицированная и мощная, типа американской. Ну просто так не бывает, чтобы при мощнейшем падении ВВП и при чудовищной стагфляции, коррупционная составляющая возросла бы в два раза, а экономика не загнулась бы.
Россия всегда считалась высококоррупционной страной, с высокими коррупционными издержками на всех уровнях экономики. При огосударствлении экономики при Путине за последние 12 лет коррупция расцвела пышным цветом самым запредельным образом: это является основной из двух самых важных черт огосударствленной экономики (коррупция и неэффективность). На том и стоит путинизм: кормление нерыночным способом чудовищной армии антимеритократов-червяков внутри замкнутой на себе путиномики.
Это, конечно, полный тупик, ведущий к близкому (теперь уже) обрыву. Как я уже писал ранее, не бывает игры с нулевой суммой. Не бывает "мне лучше, если тебе хуже". Если "тебе хуже", то в долгосрочной перспективе бывает только лишь "мне хуже, если тебе хуже".
Всем в России будет хуже. Даже тем, которые сейчас временно и ошибочно думают, что им лучше.
А иначе и не бывает, и по определению не могло бы быть. В этом состоит весь отвратительный ужас путинизма и его путиномики.
Slava Rabinovich