Как вы знаете основой корпоративной реформы в госсекторе являются независимые Набсоветы госкомпаний и госбанков.
Плюс, по моему мнению, важной частью корпуправления является понимание акционеров (то есть всех граждан Украины), что происходит с НАШЕЙ собственностью под управлением Набсоветов и нанятых членов правления. Я в курсе кто является номинальным акционером Ощадбанка, но я считаю всех этих чиновников лишь представителем акционера, а самим акционером я считаю народ Украины.
Можете считать этот пост отчетом для акционеров о сложной ситуации в Ощадбанке.
Сначала предыстория.
Мои читатели помнят, что когда-то давно я уже описывал проблемы со старым Набсоветом Ощадбанка. Тогда переназначенный Набсовет Ощада, к независимости которого были претензии, переназначил в свою очередь старого главу Ощада Пышного без конкурса, что противоречит прямой норме.
Это вызвало возмущение международных партнеров, международных финансовых институций и старого НБУ – и навалившись все вместе они добились от Кабмина нового конкурса на членов НС и пересбора нового Набсовета Ощада, который в свою очередь отмотал переназначение Пышного. Скандал был такой, что позицию НБУ (который апрувит членов НС Ощада) поддержал даже, например, ЕБРР. Притом, что главой старого Набсовета Ощада был бывший директор ЕБРР Шевки Аджунер. Да ЕБРР поддержал недоверие своему бывшему сотруднику.
Был проведен новый конкурс, на конкурс пытались все давить, включая Кирилла Шевченко, который пытался отправить на Ощад своего подчиненного из Укргазбанка(который Кирилл на тот момент возглавлял). Но подчиненный устроил раковую спецоперацию по давлению на членов НС Ощада, что вызвало очередной скандал. По итогу Кирилл Шевченко проиграл, и на конкурсе был выбран новый глава Ощада, вместо Пышного.
Теперь история.
На этой неделе состоится совсем непубличное, но весьма ключевое для реформы корпоративного управления заседание Набсовета Ощадбанка. Набсовет будет принимать решение по кандидатуре члена правления - COO (Chief Operational Officer), которым долгое время является господин Драчко-Ермоленко - правая рука старого главы Ощада Пышного. Драчко-Ермоленко по-прежнему контролирует все неформальные финансовые потоки в банке.
Это голосование определит дальнейшую перспективу банка на много лет и покажет, удастся ли Пышному сохранить своё влияние в банке и продолжить генерировать себе денежные «потоки» на колоссальных объемах IT закупок. Это маркер как вообще работает корпуправление в госбанках.
Я в курсе, что Пышный выстроил прекрасные отношения с Офисом Президента, поэтому зависимым членам скорее всего будет дано указание из Офиса голосовать за переназначение Драчко-Ермоленко.
Однако, появление молодого профессора Роднянского в составе Набсовета Ощадбанка может внести сумятицу в планы офиса Президента, которые координируются Ермаком. Вряд-ли профессор Кембриджа захочет марать свою карьеру голосованием «по указанию сверху» только из-за того, что это кому-то приносит финансовую выгоду и неизвестно есть ли у Офиса Президента достаточные рычаги давления на Роднянского.
Кроме того, ключевым голосом в этом вопросе может быть голос текущего Головы Набсовета Ощада Байбы Апин. И тут действительно присутствуют определённые риски. В её резюме указано что с 2003-го года в качестве директора департамента SIA PwC она сотрудничала с Ощадбанком, а значит прекрасно знакома с Пышным(был первым зампредправления Ощада с 2003 по 2007) и предположительно Драчко ещё задолго до её появления в Набсовете. Есть вопросы может ли позиция Байбы Апин по голосованию за Драчко быть действительно независимой.
Настораживает, что вокруг кандидатуры Драчко-Ермоленко уже царит позитивный настрой и уверенность в положительных для него результатах голосования.
По результатам голосования будет, конечно, понятно на кого опирается группа Пышного в Набсовете. И после этого голосования вряд ли эти «люди Пышного» в дальнейшем найдут поддержку у представителей международных организаций, так как репутация Драчко-Ермоленко уж очень «широко известна в узких кругах».
Надо помнить, что Байба и ещё один независимый член НС Михаил Вайнштейн - остались со времен старого Набсовета Ощада Пышного и их голосование по ключевым вопросам представляет живой интерес, насколько оно будет действительно «независимым».
Ключевым, для демонстрации успехов корпоративного управления, это голосование будет потому, что покажет действительно ли Ощадбанк имеет независимый Наблюдательный Совет или этот Набсовет всё-таки управляется из Офиса Президента.
А это в свою очередь предопределит станет ли Ощадбанк последователем Приватбанка - как самого успешного представителя реформы корпоративного управления или превратится в подобие Эксимбанка – банка под прямым управлением Офиса Президента.
А уже это покажет, кто является акционером Ощадбанка – народ Украины или чиновники из Кабмина(которых никто напрямую не выбирал) и функционеры Офиса Президента(которых совсем никто не выбирал).
С моей точки зрения, как я уже сказал, собственником госбанков является народ Украины. Народ Украины для выражения своей позиции, конечно, имеет выборных представителей и если бы Кабмин был субъектом, то я бы был спокоен. Но субъектность Кабмина произрастает из Офиса Президента, что мы увидели во время свистопляски вокруг Нафтогаза. Набсовет Ощада находится под явным давлением со стороны Кабмина, так как Кабмин уже не утвердил стратегию Ощада, предложенную Набсоветом Ощада и судьба Набсовета висит на волоске.
Набсоветы госбанков должны быть независимы от чиновников в этом и суть корпоративной реформы. Нанятые профессионалы должны осуществлять свою деятельность без конфликта интересов и принимать свои решения исходя из собственной компетенции, а не по указке Шефира, Ермака или Тимошенко. От этого напрямую зависит макрофинансовая стабильность в нашей стране, наша международная репутация и деньги всех граждан Украины.
Дорогие граждане Украины кажется с нашей собственностью происходят неприятные вещи и, я думаю, это должно беспокоить всех нас.
Отчет закончил.
Лайк, репост.