"НАЛОГОВАЯ ПОВЕСТКА: ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ" - Слава Черкашин

"НАЛОГОВАЯ ПОВЕСТКА: ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ" - Слава Черкашин

В преддверии тридцатого Дня независимости Украины в привычный стиль жизни поневоле вплетаются обобщающие ретроспективные нотки. В далеком 1991 году мы проснулись в независимом государстве, экономический потенциал которого был паритетным с Португалией, Израилем и Польшей. Спустя три десятилетия указанные страны ушли далеко вперед (размер их экономик превышает нашу в 1,5-4 раза), а «затоптанным» рефреном у украинских политиков и экономистов стало: Украина догонит Польшу через сколько-то лет (по желанию подставляем цифры 40, 50 или даже 75). Сравнение с нашим ближайшим соседом является еще более контрастным на фоне следующих цифр:

- Польша в 2019-2020 годах - самая быстрорастущая экономика среди 36 стран-членов ОЭСР;

- Украина шестой год подряд самая экономически несвободная страна Европы, а прошлый год продемонстрировал антирекорд привлечения прямых иностранных инвестиций в страну (по данным НБУ минус 0,87 млн дол, до этого худшим был 2015 год - минус 0,37 млн);

- в 2020 году экономика Польши упала лишь на 2,7% ВВП, тогда как в Украине минус 4% ВВП (и это при вливании до 1,5% ВВП в Большое строительство Президента Зеленского).

На прозаический вопрос «Почему так получилось?» простого ответа не существует. Однако, частичное понимание происходящих процессов дает банальное сравнение налоговых повесток двух стран за последние пять лет (см. Таблица).


Даже поверхностный обзор говорит о том, что украинская и польская налоговые политики демонстрируют противоположные тренды: с одной стороны – системные изменения, направленные на постепенное снижение налоговой и регуляторной нагрузки на бизнес, с другой – государство, последовательно проповедующее в угоду макрофинансовой стабильности и под давлением внешних кредиторов недружественную быстро изменяемую политику чрезвычайно агрессивного сбора налогов на фоне мало на что влияющих точечных положительных изменений. Такая конфигурация закрепляет на ближайшие годы для Украины эру высоких налогов, вызванную экспансией роста сбора налогов для финансирования высоких и не редко неэффективных расходов бюджета. Страна будет продолжать идти вспять как с точки зрения нашей конкурентоспособности в вопросах налогообложения, так и степени государственного контроля и вмешательства в экономику.

Вывод напрашивается бесхитростный и однозначный — экономический рост, а в более широком смысле и экономическая свобода, не являлись и не являются приоритетом для украинских властей. Государство оказалось голым с точки зрения перспектив развития. Еще пару-тройку лет и уже не миллион - полтора украинцев будут работать в польской экономике, а подавляющее большинство трудоспособного населения. Потому что понятнее, удобнее, выгоднее и безопаснее.

Впрочем, еще не поздно одуматься. Украина пока имеет возможность провести работу над ошибками и отказаться от тупикового пути антиразвития, начав проведения радикальных реформ, одной из которых станет и налоговая реформа, основанная на доминанте экономической свободы. Характеристиками налоговой системы станут:

- простая налоговая система, которая отнимает минимум времени налогоплательщика. Нужно завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовало 42 налога и сбора, и сократить количество налогов до минимальных 7-8;

- справедливая налоговая система - реализация принципа хорошей собираемости при умеренных ставках налогов вследствие отмены большинства существующих налоговых льгот, преференций и пониженных ставок, достижения нейтрального налогового ландшафта без искажений конкуренции и дискриминации;

- стабильная налоговая система - двухлетний мораторий (с 2022 года) изменение налогового законодательства повысит стабильность и предсказуемость для инвесторов и налогоплательщиков налоговой системы.