И самую малость судьбоносным. Именно в этот день Пётр Порошенко своим указом создал ряд военно-гражданских администраций в прифронтовых районах Донетчины.
Как бы ни было обидно для многих выходцев из нынешнего ОРДЛО – но война затянулась, освобождение захваченных территорий откладывалось, и с этим приходилось считаться. Военно-гражданские администрации пришли на смену «обычным» РГА – которые оказались не заточены под задачи обороны и борьбы с вражескими диверсантами, шпионами, пропагандистами и прочими нехорошими людьми. Украина сосредотачивалась – наращивала мускулы, боролась с пятой колонной. И при этом, как ни странно, не напоминала осаждённую крепость – реформировала экономику, привлекала инвестиции (в воюющую страну, на минуточку!), строила и благоустраивала. И прифронтовые города и сёла, кстати, не стали исключением: достаточно сравнить, как выглядел какой-нибудь Красноармейск в 2013-м – и как преобразился Покровск к 2018-му. Украина (как могла, само собой) превращала прифронтовые территории в витрину – и у неё это получалось. Донбасская провинция никогда не была особенно цветущим краем – но, под руководством военно-гражданских администраций, в прифронтовые города вернулась стабильность, а к их жителям – достоинство.
Даже в наши дни, когда большинство полезных и нужных инициатив прежней власти, в лучшем случае, выхолащиваются, а чаще всего – сворачиваются, порушить военно-гражданские администрации никто не решился. Хотя появилась порочная практика (у порочной власти и практики порочные) – назначать руководителями военно-гражданских администраций местных коррумпированных чиновников. Как, например, в Славянске, где представителем державы стал местный одиозный мэр.
Разумеется, власть, пришедшая в 2019-м, пытается, в меру своих скромных умственных способностей, подорвать обороноспособность Украины. Начиная с подписания всевозможных «формул» по реинтеграции Украины в ОРДЛО и поиска мира в глазах агрессора – и заканчивая бессмысленным отступлением войск с подготовленных позиций. Но в минувшие годы был заложен слишком прочный фундамент – и никакие фокины с сивохами, и никакие штайнмайеры с макронами пока не сумели его поколебать, как ни пытаются.