Я
бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими
фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я
бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе
смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.
И
раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с
форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто
сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок
сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой,
программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это
ему нужно по жизни.
Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?
1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.
2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.
3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка.
Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга
увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил
этот опыт еще несколько раз.
4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В
мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу
взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя
нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и
людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных
клеток малыша.
5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться
в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и
эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за
логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год
практически неактивны.
6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита,
чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более
свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет,
почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то,
почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы
чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.
7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.
8. Наиболее прочные нейронные связи –
это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее
эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может
сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.
9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное
увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда
ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет
около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3
раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет –
150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними
исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли.
Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают
выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?
10. Во время физических упражнений
в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали,
что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и
гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение
когнитивными навыками.
11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи.
Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи,
показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит
воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи
можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, - через работу с
зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что
лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.