Решил все же посмотреть «Дюну». Ну, журналист, всё-таки. Надо быть в трендах. Выключил через двадцать минут.
Но не потому, что медленно и заунывно. Это атмосферное кино, оно и должно таким быть. «Аннигиляция» тоже медленное атмосферное кино. Но её смотреть интересно. Потому что выстроенный в ней мир — логичен. И подчиняется законам психологии, социологии и физики.
А мир «Дюны» высосан из пальца.
И высосан плохо.
Я сейчас даже не про архаику в виде мечей в эру межзвездных полетов. Я про сам базис. Который обосновывает эти мечи.
Вот есть некие чуваки, которых называют Харкониены. Для простоты будем называть их Харьковчане.
Управляет Харьковчанами некий чувак, с какими-то ранениями в спине, который живет в какой-то инвалидной коляске в какой-то заполненной туманом барокамере. Ну, тут всё очевидно.
Его правая рука — лысый мордатый быковатый гопник. Которому с таким лицом денег никто давать не хочет.
Тут тоже все очевидно.
Харьковчане характеризуются как «нелюди, злобные животные». Да простят меня истинные харьковчане. Я это лишь для наглядности. Чтобы перенести логику Дюны в наш мир.
И вот у этих злобных животных некий шоколадный барыга из Киева зачеркнуто Император из Метрополии хочет отнять их кормушку.
В мире «Дюны» люди отказались от использования современного вооружения из-за какой-то там войны, произошедший тысячи лет назад. И вот тысячи лет назад они договорились сражаться только мечами. Но при этом летают на межзвездных космических кораблях.
Ок. Покажите мне хоть один Талибан или хоть один ИГИЛ, которые сейчас соблюдали бы какую-то там договоренность, подписанную полторы тысячи лет назад каким-нибудь Ал ад Динном абу аль Валидом.
Покажите мне хоть одно ДНР в современном мире, которое, имея танки и «Грады» согласилось бы сражаться исключительно арматурными прутьями.
Но ок. Пусть так. Хорошо. Эти прекрасные ясноглазые люди будущего, которые при этом совершенно не парясь грабят чужую планету, убивают аборигенное население и живут в условиях диктатуры, с какого-то вдруг перепоя договорились сражаться друг с другом только дубинками по правилам рыцарских турниров, при этом имея космические технологии, и тысячелетиями блюдут это слово.
Ок. Пусть так.
Но скажите, герцога-то при этом какого черта охраняют все те же меченосцы?
Покажите мне хоть одну КНР, где Синь Цзипина охраняли бы какие-нибудь древние ситхи с шаблями.
Имея врагов, доступ к технологиям, но не используя их?
Но черт с ним. Ок. Пусть даже так.
Но.
В первых минутах фильма мы видим, как Харьковчане, которые вроде как отказались от использования оружия, при этом, совершенно не запарившись, фигачат аборигенное население какими-то установками синего залпового огня.
То есть, современное лучевое оружие у них вполне себе есть.
Скажите мне пожалуйста.
Покажите мне хоть одного Гепу. Который, имея лучевое оружие массового уничтожения, имея единственную во всей Галактике делянку, где существует нефть будущего — просто фантастическая монополия — имея какого-то полоумного Императора, который играется в рыцарей и имеет охрану исключительно из вооруженных палками и заостренными железками мужичков, и при этом хочет лишить Гепу, которого мы знаем как нелюдя, убийцу, злобное алчное животное, его монопольной кормушки и фантастической власти. Вот объясните мне — что вообще, в принципе, может помешать Гепе, обладающему оружием массового поражения, и знающему, что пьющий ему кровь в Киеве Император совершенно, абсолютно беззащитен, сделать одно единственное движение пальцем, нажав на одну единственную кнопочку, и разом вмиг решить вообще все свои проблемы, став самым богатым, самым могущественным и самым главным человеком в Галактике?
Покажите мне хоть одного Моторолу, который не воспользовался бы этой возможностью?
И что мешает Императору учитывать эту опасность, и начать разработку системы ПРО для своей защиты, если уж воевать он так хочет дубинками?
Правда обстоятельств порождает правду характеров. В средневековом мире Хоббита вся эта архаика и волшебство смотрятся вполне уместно. В мире будущего — герои вмиг превращаются в каких-то инфантильных идиотов, не способных сделать элементарные логические выводы.
Свою вселенную Герберт писал, видимо, с послевоенной Японии, которая, действительно, в свое время владела половиной своего полушария, в которой есть Император, и которая реально отказалась от армии и оружия после Второй мировой.
Но прошло всего пятьдесят лет. Не десять тысяч. Пятьдесят. И мир изменился настолько, что Император там теперь чисто номинальная фигура, эпоха Империи вообще канула в лету, мир принадлежит демократическим обществам, а Япония, имея под боком Корею и Китай, возрождает армию и флот, строит подводные лодки и о сражениях с Китаем на мечах речь может идти только в обдолбанной фенозипамом голове японского шизофреника, впавшего в кому в психушке и живущего внутри своей черепной коробки.
Но дело даже и не в этом. Дело в том, что цивилизация третьего типа, достигшая уровня владения энергией своей Галактики, безоговорочно, просто по определению, будет свободной, демократической, и дружелюбной. Она будет цивилизацией исследователей, а не захватчиков.
Вы же в курсе, что, по общепринятой шкале Кардашёва, цивилизации делятся на три типа?
Первый тип — цивилизация, способная полностью овладеть энергией своей планеты и энергией, поступаемой на планету от своей звезды.
Второй тип — цивилизация, способная полностью овладеть энергией самой своей звезды.
Третий тип — цивилизация, способная полностью овладеть энергией гипермассивной черной звезды в центре своей Галактики.
Мы — цивилизация даже не первого типа. Мы только приближаемся к первому типу. Но мы уже отказались от войн и захвата чужих земель. Я, безусловно, имею в виду страны первого мира. Которые и двигают наш мир вперед. Никто не покоряет больше аборигенов Бразилии, не захватывает их джунгли, чтобы добывать тростник и каучук и не уничтожает рабов в Африке, чтобы отобрать их никель. Наоборот. Мы либо изучает уникальные цивилизации. Либо сотрудничаем и торгуем с ними. И пытаемся сдерживать тех, кто, как раз не вышел из мракобесия, и хочет захватывать, убивать и покорять.
Потому что это выгоднее. Это проще. Это дешевле. Это, в конце концов, гуманнее и этичнее.
А мы — люди.
Но цивилизация третьего типа, овладевшая энергией своей Галактики, которой безусловно, является цивилизация вселенной Дюны, отдалённая от нас на десять тысяч лет в будущее, где скорость прогресса и развития общества увеличивается по экспоненте — какая-то, блин, архаичная цивилизация гопинков из Эйдж оф Эмпайр древнего Рима с рабами, убийствами и захватом целых планет.
Наши марсоходы называются Любопытство, Возможность, Дух, Изобретательность, Настойчивость. Нами в первую очередь движет любопытство. Нам интересно, что там. За горизонтом. За атмосферой. За орбитой. За гелиосферой. Нас ведет вперед дух открытий, жажда первопроходства, неограниченность силы нашего духа и желание использовать наши возможности.
Мир двигают вперед только открытые общества. Только свободные демократичные страны первого мира.
Все остальные, где империя, нефть, спайс, меландж, Харьковчане, и пр — они могут только пользоваться тем, что создал свободный разум свободных обществ.
Да, Третий Рейх построил ракеты — но существование космической эры сделал возможным Эйнштейн.
Да, Китай готовит свои миссии к астероидам, но телескоп Кеплер и обсерваторию на Мауна Кеа, чтобы увидеть, что космос состоит из астероидов, построили США.
Да, Россия была лидерам по космическому такси, но этого задела хватило лишь на полвека, и теперь эти Харьковчане с нефтью — в полной заднице, не могут построить ничего нового и ничего своего, подписывают договор о космосе с Зимбабве, в то время как частные чуваки в свободном мире один за одним запускают космические корабли и готовятся к колонизации соседней планеты.
Мир двигают вперед только свободные общества. А потому, что вот так вот. А потому, что это какой-то такой закон природы. Что только в свободных странах рождают люди, которые делают очередной невероятный прорыв. Вот нужна эта свобода этим «балалаечникам» в этой формуле — и все тут. И без неё никак.
А Империя Дюны за десять тысяч лет профукала бы все полностью, деградировала бы окончательно, и реально воевала бы уже только мечами — но исключительно на тех планетах, на которых осела та или иная её часть, когда еще умела в межпланетные перелеты — и ни о каких кораблях, управляемых под пряностью для полетов меж звездами речи бы не шло уже вообще.
Те зеленые человечки, которые прилетят к нам на летающих тарелочках — будут субтильными, без волос, с огромной головой, и предельно дружелюбными. Никакого захвата не будет. Никаких межпланетных войн не будет. Цивилизации, достигшие уровня интерстеллар перелетов, будут точно не захватническими. С их точки зрения мы сейчас — дикие, волосатые, массивные и крайне агрессивные приматы. Но даже и мы, если вдруг откроем на Марсе аборигенную цивилизацию, уступающую нам в развитии… Ну, никому же уже вообще не придет в голову их захватывать, убивать и порабощать, правда?
Наоборот — не дай бог сломать, не дай бог нарушить. Смотреть, наблюдать, изучать и предельно осторожно контактировать.
Это уже сейчас. Не то, что через десять тысяч лет.
А возраст цивилизации третьего типа — это миллионы лет.
Тут Герберт лоханулся сильно.
На несколько порядков.
Короче говоря. Чертовы Докинз с Митио Каку, Хокингом и Деграс Тайсоном не дали мне возможности насладиться красотой картины Вильнева и книги Герберта. Потому что, когда он писал свой роман — да, мир, потрясенный открытиями Эйнштейна, жил в эпоху чудес. В которой мы не понимали устройства Вселенной. Где его формулы рисовали перед нами реальность с путешествиями во времени, космополисами, зелеными альдебаранцами, бластерами, говорящими ящерицами с Пандоры, милофоном и чем угодно еще. Это было что-то типа темного леса средневекового человека, в котором жили василиски и оборотни. Только вместо василисков — кротовые дыры и искривление материи. И в этом лесу, безусловно, оставалось место для меланжа, который можно было съесть, и летать между звездами. Потому что в середине шестидесятых мы еще совершенно не понимали, как это работает.
Теперь мы понимаем намного больше.
Мы знаем, что все во Вселенной состоит из одних и тех же атомов, которых всего около сотни, и что поверхность Чурюмова-Герасименко ничем не отличается от поверхности Исландии. А Горячие Юпитеры в Пси Кентавра состоят из тех же газов, что и наши Юпитер и Сатурн.
И теперь смотреть это кино из середины прошлого века интересно только с антропологической точки зрения — как развивалось представление о Вселенной со временем развития цивилизации.
Существующая на одной единственной планете пряность, которая позволяет совершать межзвездные перелеты, бог ты мой…
К слову — червь такого размера не смог бы существовать вне океана. Во-первых, он просто раздавил бы сам себя своим весом. А, во-вторых, что гораздо важнее, он зажарил бы сам себя. Потому что с увеличением объема в десять раз теплоодача уменьшается в тысячу раз. Именно поэтому не смог бы существовать и Кинг-Конг.
Ну, это так, чтоб два раза не вставать.
Вот если Герберт написал про антиваксеров в далеком будущем — я бы, пожалуй, еще поверил.
Ну, по крайне мере, глядя на наше настоящее.
Но такого не смог предположить даже он.
Потому что мир тогда был научен.
Ну, для своей стадии развития.
Короче говоря. Это устаревшее кино, снятое по устаревшей книге. С использованием современнейших технологий. Архаика и мечи. Смотреть которое, если ты знаешь хотя бы устройство телескопа, уже неинтересно.
Да простят меня харьковчане.
Посмотрите сегодня в семь вечера лучше Запоребрик.
Там будет один офигенный сюрприз.
В рамках проекта «Журналистика без посредников».
Подписывайтесь на меня на Патреон:
https://www.patreon.com/babchenko
К сожалению, каждый раз я вынужден напоминать — за текст с двумя-тремя тысячами лайков и полутысячей репостов приходит всего несколько переводов. Возможно, каждый думает, что и без него уже неплохо перевели. Но нет. Голодные дети плачут, папка, дай макаронинку.
Если вы считаете, что свою писательскую жизнь я живу не зря, что мои тексты заставили задуматься, пересмотреть какие-то решения, принять их, взглянуть на мир по-новому, засмеяться, заплакать, сопереживать, улучшить свои навыки по критическому восприятию информации или иным способом были полезны, то все как всегда.
Спасибо.
Приват-банк карта номер: 5363 5423 0856 3718
Карта «Приват» для переводов в евро:
5363 5423 0856 3775