22 ноября 2018 года Верховная Рада предварительно поддержала изменения в Конституцию в той части, которая касается курса Украины в ЕС и НАТО. За решение проголосовало 311 нардепов – в общем, конституционное большинство на будущие голосования было обеспечено.
Многие впоследствии назовут эти изменения «популизмом». Кто-то скажет, дескать, а какой смысл был вносить правки в Основной Закон, если после этого мы всё равно ни в НАТО, ни в ЕС не вступили? Эти люди, очевидно, забыли, сколько копий и лбов было сломано в прежние годы вокруг такого маленького и малозначимого, на первый взгляд, конституционного пункта, как «внеблоковый статус» Украины. Какой вой поднимался, чуть только стоило заговорить о евроатлантической интеграции. Так что, решение вписать, наконец, наше стремление к цивилизации в Конституцию, было мудрым. Особенно в свете приближающихся выборов, которые мог выиграть (и выиграл, увы) кто угодно.
В конце концов, так и поступают истинные державники: не просто решают сиюминутные политические вопросы, но и закладывают фундамент будущего на десятилетия вперёд. И Пётр Порошенко, предлагая законодательно закрепить курс нашей страны в Европейское Сообщество и Североатлантический Альянс, думал не столько об избирательной гонке, сколько об украинском векторе. Который, кто бы и с какой программой ни пришёл к власти, должен оставаться неизменным: вперёд на Запад; геть від Москви.
И впрямь: команда Зеленского, шедшая во власть, чтобы демонтировать достижения своих предшественников, ничего не смогла сделать с конституционным курсом Украины. Да, они портят, в меру своего скудного умишка, отношения Украины с НАТО и ЕС. И всё равно – не в силах сменить стратегический маршрут, которым следует страна. И однажды, когда адекватность вернётся на Банковую и Грушевского, Украина всё равно будет в обеих международных организациях. Не потому, что так сказал Порошенко или Верховная Рада – а потому, что так говорит сама история.