В больницах не хватает кислорода для ковидных больных…
На ТЭЦ не хватает угля, что несет риск срыва отопительного сезона и угрозу веерных отключений...
В армии не хватает дизтоплива на фоне нагнетания страстей по поводу возможного вторжения России…
И т.д., и т.п.
Почему?
Причин много.
В их числе и привычная мантра по поводу отсутствия денег в бюджете.
А почему нет денег в бюджете?
На этот вопрос могли бы ответить, скажем, депутаты ВР, которые входят в такую себе «Тимчасову слідчу комісію Верховної Ради України з питань розслідування оприлюднених у засобах масової інформації фактів можливих корупційних дій посадових осіб органів державної влади, які призвели до значних втрат дохідної частини Державного бюджету України»…
Но они пока молчат, потому что расследуют.
Попробуем им помочь.
Вот, скажем, беспрецедентная пресс-конференция, прошедшая в Киеве в начале ноября.
Беспрецедентная потому, что в ней приняли участие представители конкурирующих брендов, работающих на украинском табачном рынке: "Филип Моррис", «Джапан Тобако», "Бритиш Американ Тобакко" и "Империал Тобакко".
Причем, конкуренты собрались не делить рынок, а донести через СМИ до представителей различных ветвей власти, что денег в бюджете нет, потому что за год рост нелегального рынка табака составил 300 (триста!!!) процентов.
А за пять лет, начиная с 2016 года доля нелегальной табачной продукции в Украине подросла с 1 (одного!!!) до 18,1 процента.
И в итоге только в 2021 году мимо государственной казны пролетели 14 000 000 000 (четырнадцать миллиардов!!!!) гривен.
И аппетиты теневиков будут только расти.
Почему?
Потому что государство вместо того, чтобы разводить кур, несущих золотые яйца, предпочитает их резать.
Отделим мух от котлет, разведя в стороны вредность курения и десятки миллиардов налоговых поступлений, которые государство получает от работы легальной табачной промышленности.
Потому что от 70 до 80% стоимости пачки сигарет составляют налоги.
И «экономисты» думают, что, постоянно повышая цены на сигареты, можно беззаботно и бесконечно грести деньги экскаватором.
Рассказывая при этом, что повышение цен на табак снижает число курильщиков, поскольку это «чисто европейский цивилизованный опыт».
Оставляя при этом за кадром и низкую покупательную способность населения Украины, и высокий потенциал теневого рынка.
Чьи «экономисты» куда лучше государственных понимают, что пачка контрафактных сигарет за 20-30 гривен будет продана в пять раз быстрее, чем та, что стоит 50-70.
Что и подтверждают темпы роста объемов контрафакта.
Реальные же экономисты из Growford говорят, что в случае, когда легальные сигареты дорожают на 1%, это влечет за собой рост нелегального рынка на 1,22%.
Из чего они делают вывод, что, повышая налоги, да еще такими быстрыми темпами как сейчас, страна не зарабатывает деньги, а теряет их.
Но государство, с упорством достойным лучшего применения, продолжает снимать с овцы шерсть вместе со шкурой и мясом.
И самое забавное, что это вовсе не украинское ноу-хау.
Это скорее грабли, по которым уже прошлись страны Восточной Европы.
Когда лет десять назад тоже начали опустошать акцизами курятники с золотоносными несушками.
И в итоге в той же Литве теневой рынок табака достиг 50 (пятидесяти!!!) процентов. И Сейм был вынужден вводить мораторий на повышение акцизов.
Но вернемся к потерям украинского бюджета.
Представить себе воочию четырнадцать миллиардов гривен, пролетевших мимо кассы, непросто.
Ибо даже в тысячегривневых купюрах речь идет о 14 000 000 банкнот.
А вот в привязке к конкретным примерам, думается будет чуть проще.
Пример первый.
Четырнадцать миллиардов грн. – это порядка 526 миллионов долларов США.
(Последний транш, с муками полученный Украиной от МВФ – 700 миллионов)
Одна тонна угля, который сейчас завозят в Украину из США, стоит 117 долларов за тонну.
По словам министра энергетики Украины Германа Галущенко, для прохождения предстоящего отопительного сезона Украине необходимо импортировать 3,5 миллиона тонн.
Что обойдется в 409,5 миллиона долларов.
А деньги, украденные черным рынком сигарет, это цена почти 4,5 миллионов тонн угля.
Пример номер два не менее впечатляет.
Поскольку касается обеспечения ковидных отделений кислородом.
Точнее, проблемы с его постоянным дефицитом.
Здесь весьма уместной будет цитата первого замминистра здравоохранения Комариды из серии «Трамвай построить - это не ешака купить»: - «Если мы возьмем кислород, это не просто перелить из одной емкости в другую. Если производится 500 кг кислорода в час заводом, то для того, чтобы загрузить 20-тонную машину, нужно примерно 40 ч. И когда мы видим, что в больницу ночью госпитализируют много пациентов, то утром этой больнице необходимо гораздо больше кислорода. Мы экстренно пытаемся обеспечить ее кислородом и возникают определенные логистические сбои. Что касается поставок кислорода из Польши, то основные производители кислорода исторически находятся на востоке Украины, поэтому при поставке кислорода в больницы западных областей удобнее это делать именно из Польши».
Т.е. кислород, без которого погибают ковидные больные, либо гоняют по стране из восточных областей, либо закупают за валюту в Польше.
При суммарной производительность двух основных заводов – 130 тонн в сутки.
Всего же по стране производится – 436 тонн.
Хотя в интернете полно предложений по продаже кислородных станций различной мощности.
Скажем, за 9 600 000 грн. можно приобрести кислородную заправочную станцию с сертификатом ЕС производительностью 987 кг. в минуту.
В сутки - 568,5 тонн.
Т.е. на деньги, пропавшие по вине «дальновидных» чиновников на черном рынке сигарет, можно купить 1458 станций.
С общей суточной производительностью 828 890 тонн.
Сколько можно закупить дизтоплива для армии тоже несложно подсчитать, исходя из цены 20 470 грн. за тонну.
Ну, и так далее, по всем отраслям народного хозяйства.
Правда, для этого нужно начать наполнять бюджет, следуя логике, а не мародерским хотелкам.
Однако, увы, пока, хоть работа Кабмина, хоть упоминавшейся парламентской ТСК звучит в унисон со старым хитом группы «Наутилус Помпилиус»:
«В нашей семье, каждый делает что-то,
Но никто не знает, что же делают рядом.
Такое ощущенье, словно мы собираем
Машину, которая всех нас раздавит»...