* Государственный секретарь Тони Блинкен после участия в совещании министров иностранных дел стран НАТО 30 ноября - 1 декабря в Риге, направился в Стокгольм, где участвовал в совещании министров иностранных дел стран ОБСЕ.
В четверг, в кулуарах этого саммита, госсекретарь встретился с министром иностранных дел Украины Кулебой и затем с министром иностранных дел России лавровым.
Из официальных сообщений пресс-службы Госдепартамента:
- «Государственный секретарь США Энтони Дж. Блинкен встретился сегодня с министром иностранных дел Украины Дмитром Кулебой в Стокгольме на полях министерской встречи ОБСЕ. Госсекретарь Блинкен и министр иностранных дел Кулеба обсудили необходимость дипломатического, мирного разрешения конфликта на Донбассе и полного восстановления суверенитета Украины над ее международно признанными границами, включая Крым, перед лицом продолжающейся российской агрессии. Госсекретарь подтвердил приверженность США независимости и территориальной целостности Украины и подчеркнул полную реализацию Минских соглашений как наилучший путь к продвижению вперед. Госсекретарь и министр иностранных дел также обсудили пути углубления двусторонних отношений».
- «Государственный секретарь США Энтони Дж. Блинкен встретился сегодня с министром иностранных дел России Сергеем лавровым в Стокгольме на полях министерской встречи ОБСЕ. Госсекретарь Блинкен затронул тему агрессии России против Украины, включая ее военные приготовления вблизи границ Украины. Госекретарь повторил призыв США к России отвести свои войска и вернуться к положению, существовавшему в мирное время, а также придерживаться Минских соглашений и прекращения огня на Донбассе. Он подчеркнул, что лучший путь вперед - это дипломатия в сочетании с полным выполнением Минских соглашений, и этот процесс Соединенные Штаты готовы поддержать. Если же Москва выберет путь военной эскалации, госсекретарь дал понять, что Соединенные Штаты и наши союзники готовы заставить Россию понести значительные издержки».
- Перед встречей с лавровым, в его присутствии и после заявления лаврова о том, что Россия «имеет право на самозащиту» (от НАТО и Украины), государственный секретарь Блинкен заявил журналистам:
«Как мы ясно дали понять в последние недели, мы глубоко обеспокоены планами России возобновить агрессию против Украины… Это не только наша озабоченность. Эту озабоченность разделяют многие в Европе. У нас есть твердая, железобетонная приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины.
Лучший способ предотвратить кризис - это дипломатия, и я с нетерпением жду возможности обсудить с Сергеем именно это, включая, полное выполнение обеими сторонами Минских соглашений, отвод Россией своих сил. Соединенные Штаты готовы содействовать этому, но - опять же, скажу ясно и откровенно, что является наиболее правильным подходом к делу, - если Россия решит продолжить конфронтацию, это будет иметь серьезные последствия».
- В среду, за день до встречи с лавровым, находясь в Риге, сразу после саммита министров иностранных дел стран НАТО государственный секретарь Блинкен заявил на пресс-конференции, в частности, следующее:
«Я не собираюсь излагать вам сегодня (подробности возможных мер против России), но я могу вам сказать вот что: мы поделились своими мыслями с союзниками и партнерами, и я обнаружил огромную солидарность во всем, что касается решительности и готовности продолжать принятие мер, если Россия вторгнется в Украину и повторит акты агрессии. В ближайшие дни и недели мы будем тесно сотрудничать с союзниками и партнерами, чтобы уточнить детали. Мы будем согласовывать действия с нашими союзниками в том, что касается этого. И снова, если Россия откажется от дипломатии и снова вторгнется в Украину, мы будем готовы действовать».
«Мы в соответствующий момент поделимся этим с Москвой, чтобы они, опять же, полностью поняли, что им грозит, какие будут последствия, если они будут вести дальнейшую агрессию против Украины, и в то же время мы проработаем все детали с нашими партнерами и союзниками, которые, опять же, имеют общее убеждение, что россияне не должны участвовать в этих действиях, а также четкую общую позицию – я слышал это непосредственно от Франции, Германии и Соединенного Королевства – за какими-либо действиями, которые может осуществить Россия, будут реальные последствия».
«Если Россия пойдет по пути конфронтации, когда речь идет об Украине, мы четко дали понять, что будем реагировать решительно, в том числе с помощью ряда высокоэффективных экономических мер, от которых мы удерживались в прошлом».
Идею о том, что Украина представляет угрозу для России Тони Блинкен назвал «плохой шуткой».
«Мнение о том, что Украина представляет угрозу для России или, если на то пошло, что НАТО представляет угрозу для России, глубоко ошибочно».
«Очень важно, чтобы Россия понимала, что любые действия, которые она планирует, будут иметь серьезные последствия. Не менее важно, чтобы мы были уверены, что союзники были бы убеждены, что у Украины есть средства для защиты, и в то же время Альянс будет смотреть, что ему нужно делать в случае дальнейшей российской агрессии, чтобы поддержать собственную оборону».
Если перевести все это с дипломатического языка на обычный, то можно сказать очень просто, коротко и ясно. России четко объяснили, что в случае широкомасштабного вторжения в Украину последуют разрушительные для ее экономики и правящего режима санкции со стороны сообщества цивилизованных стран – санкции, практически согласованные США, Великобританией, Францией и Германией. Выполнение Минских соглашений означает в первую очередь вывод российских оккупационных войск. США готовы участвовать в таком дипломатическом процессе. Ни о каких «сделках» с Россией за счет Украины не может быть и речи.
* В среду в Верховном Суде США состоялись слушания о законе штата Миссисипи, запрещающего аборты после 15-й недели беременности и прямо нарушающем решение Верховного Суда от января 1973 года по делу Roe v. Wade, согласно которому в течение первых 12 недель беременности только сама женщина вправе решать, сохранять ли беременность, а в течение следующих 12 недель штаты, хотя и могут вводить ограничения на аборты, но не имеют права их полностью запрещать.
Ввиду чрезвычайной общественной значимости аудиотрансляция слушаний шла по основным новостным телеканалам (видеотрансляций из Верховного Суда не бывает). Из услышанного следует, что, по-видимому, республиканцы, в течение 48 лет пытавшиеся создать в Верховном Суде большинство из сверхконсервативных судей, которое отменит решение 1973 года, добились своего. Из комментариев всех шести консервативных судей и задававшихся ими представителям сторон вопросов следует, что все они готовы проголосовать за то, чтобы оставить в силе закон штата Миссисипи, что автоматически будет означать по крайней мере частичную отмену решения Верховного Суда от 1973 года. За этим последует цепная реакция – «красные» штаты, в которых большинство в местных легислатурах принадлежит республиканцам и в которых республиканские губернаторы, один за другим начнут принимать законы, ограничивающие или вообще запрещающие аборты.
Три консервативных судьи – Алито, Томас и Горсач являются открытыми противниками решения суда от 1973 года. Судья Кавано, комментируя рассматривавшееся дело, сказал, что почему бы Верховному Суду не занять нейтральную позицию, предоставив избранным представителям в легислатурах штатов и в Конгрессе решать в законодательном порядке этот самый спорный вопрос. Судья Кони Барретт сказала, что беременность и родительство – это разные обязанности, и, если женщина не хочет ребенка, она может его родить и отдать государству.
Председатель суда Робертс, умеренный консерватор, и противник пересмотра прежних решений суда, может быть, и на этот раз, выступил бы против пересмотра ранее принятого решения, как он уже делал это не раз, но ему не на кого опереться, поскольку пять его консервативных коллег явно настроены поддержать закон штата Миссисипи.
А три либеральных судьи – Каган, Сотомайор и Брайер в своих комментариях предостерегали коллег от того, чтобы суд превратился из юридического органа в политический инструмент, в котором вопросы решались бы на основании политической принадлежности судей к той или иной партии и партийных идеологических установок. Если суд превратится в политический инструмент партии, обладающей в нем большинством, в обществе просто не будет никакого доверия к суду.
Суд вряд ли скоро сформулирует решение по этому делу. После открытых слушаний судьи могут долго обсуждать решение друг с другом, затем представитель большинства формулирует проект решения с его обоснованием, а представители меньшинства формулируют особые мнения.
Однако, шансы на то, что решение по делу Roe v. Wade от 1973 года устоит, практически нет, если судить по тому, что происходило в суде в среду. И это в течение короткого времени может привести к тому, что примерно в половине штатов в США аборты могут быть запрещены или очень ограничены. Кроме того, это может открыть дорогу к принятию Верховным Судом последующих решений, ограничивающих, сужающих права граждан.
Начиная с 1973 года республиканские президенты стремились назначить в Верховный Суд консервативных судей, которые отменят решение о праве на аборт. Однако, большинство назначавшихся в Верховный Суд судей были в первую очередь юристами, а не политиками или идеологами. Из немалого числа назначенных президентами от Никсона до Буша-младшего судей лишь Алито и Томаса можно назвать именно крайне консервативными идеологами. Остальные судьи были именно юристами. Радикально решать эту проблему республиканцы стали в 2016 году, когда республиканское большинство в Сенате вообще отказалось рассматривать кандидатуру нынешнего генерального прокурора Мерика Гарланда, номинированного в Верховный Суд президентом Обамой, фактически объявив, что если в Белом Доме президент-демократ, а в Сенате большинство у республиканцев, то демократический президент не может заполнять вакансии в Верховном Суде. А затем, когда президентом стал Трамп и у республиканцев было большинство в Сенате, в Верховный Суд были назначены три крайне консервативных судьи. Причем, если раньше для утверждения кандидатуры судьи Верховного Суда требовалось 60 голосов в Сенате (что не давало партии большинства без голосов меньшинства утвердить слишком идеологизированного судью), республиканцы изменили регламент, чтобы утверждать назначения простым большинством, то есть без голосов оппозиции. Все три назначения были скандальными. Судья Горсач был назначен на «украденное» место, на которое был номинирован Гарланд. При рассмотрении кандидатуры судьи Кавано, оказалось, что его молодость связана со злоупотреблением алкоголем, неадекватным поведением и непозволительным приставанием к женщинам (как минимум одна из них сообщила об этом в Сенат). Судья Кони Барретт была в крайне спешном порядке назначена за месяц до выборов (на которых республиканцы потеряли и Белый Дом, и большинство в Сенате) на место умершей Рут Гинзбург. В результате в Верховном Суде образовалось консервативное большинство 6-3, которое будет в нем господствовать в течение еще очень многих лет.
* В среду специальный комитет Палаты Представителей по расследованию обстоятельств мятежа 6 января единогласно проголосовал за резолюцию о привлечении бывшего зам. генпрокурора Джеффри Кларка к уголовной ответственности за неуважение к Конгрессу.
Резолюция пока что не будет передана на утверждение полному составу Палаты Представителей, поскольку в последнюю минуту, перед ее принятием, адвокат Кларка сообщил комитету, что его клиент готов снова явиться для дачи показаний в ближайшую субботу. При этом Кларк известил, что не будет отвечать на те или иные вопросы, пользуясь Пятой поправкой к Конституции, то есть правом не изобличать самого себя в совершении преступлений.
Комитет собирается оценить степень искренности Кларка и качество его сотрудничества с комитетом после дачи им показаний. Если окажется, что Кларк злоупотребляет Пятой поправкой или вновь не отвечает на вопросы, просто не желая на них отвечать, резолюции о привлечении его к уголовной ответственности будет дан ход.
- Заместитель председателя специального комитета республиканка Лиз Чейни заявила в ответ на то, что Трамп выразил желание провести дебаты с комитетом, что единственная возможная форма разговора комитета с Трампом – это дача им показаний в комитете под присягой с уголовной ответственностью за каждое ложное слово. Лиз Чейни также заявила, что в 2022 году в течение недель комитет будет проводить открытые слушания, на которые будут приглашены многие из более, чем 250 свидетелей, которые уже дали показания на закрытых заседаниях комитета. Специальный комитет уже сейчас обладает очень большим объемом информации о том, что и как происходило 6 января и накануне 6 января, и продолжает свое расследование.
* Поздно вечером в четверг, чуть больше, чем за сутки до наступления шатдауна – остановки работы федерального правительства из-за отсутствия бюджета, Конгресс принял очередной временный бюджет, на этот раз до 18 февраля. Таким образом, шатдауна удалось избежать.
В Палате Представителей за принятие бюджета голосовали 220 демократов и один республиканец – Адам Кинзингер. 212 республиканцев голосовали «против». В Сенате за принятие бюджета голосовали все 50 демократов и 19 республиканцев. «Против» голосовали 28 республиканцев, и еще три республиканца не голосовали вообще.
Ряд республиканцев выступали категорически против выделения в бюджете денег на обязательную вакцинацию от ковида всех работников федерального правительства и работников его компаний-контрактеров. Они называли это «установлением тирании».
Принять полноценный бюджет на год в нынешнем Конгрессе вряд ли возможно, поскольку найти десять республиканцев в Сенате для получения необходимых 60 голосов, нереально.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.