Этот фильм был снят по мотивам одноименного романа Бориса Акунина, повествующего о ходе Русско-турецкой войны и приключениях Эраста Фандорина – главного героя серии исторических детективов. Режиссером фильма стал Джаник Файзиев, который к этому моменту снял проект «Старые песни о главном-2», 2 сезона сериала «Остановка по требованию» и сериал «Пятый угол».
Фильм «Турецкий гамбит» стал не первой экранизацией романов Бориса Акунина. За 3 года до этого на экраны вышел фильм «Азазель», где Джаник Файзиев выступил в качестве продюсера. Роль Эраста Фандорина в нем сыграл Илья Носков. Егор Бероев, которому достался образ этого же персонажа в «Турецком гамбите», тогда тоже проходил пробы, но не был утвержден. В том же 2005 г. на экраны вышел еще один фильм о приключениях этого героя – «Статский советник», где образ Эраста Фандорина примерил на себя Олег Меньшиков.
То, что одного и того же персонажа в кино сыграли разные актеры в небольшом временном промежутке, конечно, создавало некую путаницу. Но в этом была определенная логика: Илья Носков предстал в этом образе в 26 лет, Егор Бероев – в 28 лет, Олег Меньшиков – в 43 года. Режиссер Джаник Файзиев по этому поводу говорил: «Логика есть, потому что в первом романе Фандорину 20, во втором – 30, в третьем – 40, и это, в общем, разные люди. Согласиться с тем, что юный актер может сыграть того же героя, но через десять лет, я не могу. К тому же в случае с Фандориным там слишком много происходит в рамках одной судьбы. Уже одна гибель невесты, которая случается в финале «Азазеля», как-то должна изменить человека. А в «Турецком гамбите» с ним еще много чего происходит».
Во время работы над фильмом режиссер сотрудничал с автором романа. Акунин не возражал против того, чтобы киноверсия «Турецкого гамбита» была не точной экранизацией его книги, а созданной «по мотивам» романа. Хотя писатель не участвовал в выборе и утверждении актеров, все же окончательное решение принималось после его одобрения всех кандидатур. Так случилось, что писатель опосредованно принял участие в съемках фильма задолго до их начала. Некоторое время назад Акунин снял на камеру старинные болгарские города, где проходили битвы Русско-турецкой войны и где разворачивались события его романа. Приступив к съемкам фильма, Джаник Файзиев попросил эти пленки у писателя, и в результате действие «Турецкого гамбита» происходило среди «декораций», выбранных самим Акуниным.
Егор Бероев, давно мечтавший о роли Эраста Фандорина, был очень рад тому, что наконец получил желаемое. К тому моменту его кинокарьера продолжалась всего 4 года, но за это время он уже успел сыграть большое количество главных ролей и стать довольно известным актером. Но громкая популярность пришла к нему только после выхода на экраны «Турецкого гамбита».
На съемках Егор Бероев отказался от дублера и все трюки выполнял самостоятельно, хотя они были довольно опасными. Позже актер рассказывал: «Был напряженный рабочий график, но если бы вы знали, какое это удовольствие! Снимали в Болгарии, и специально для фильма в горах на высоте 250 м над уровнем моря разбили военный лагерь – такой, каким он мог быть в конце XIX в. Я даже ночевать там оставался, хотя всю съемочную группу разместили в пятизвездочном отеле. Я с удовольствием все делал сам, правда, рисковать мне особенно не разрешали, ведь я должен был дожить до конца съемок. Была ситуация, когда пиротехники что-то не рассчитали, и на поле, по которому я должен был бежать, спасаясь от пуль, взорвались подсолнухи. В итоге у меня содрало кожу на лице, после чего гримеры прятали мои «боевые» ссадины. Потом мне надо было висеть под несущейся каретой. Сначала меня пристегивали страховочным ремнем, но он попадал в камеру. Поэтому ремень пришлось убрать, и все было по-настоящему. Так что кино – очень вредная для здоровья вещь...».
Перед съемками Егор Бероев учился в конном полку милиции ездить верхом без седла, и во всех эпизодах с верховой ездой тоже снимался сам, без дублеров. Актер даже научился кататься на одноколесном цирковом велосипеде, правда, эту сцену из фильма по каким-то причинам вырезали при монтаже.
Главную женскую роль – Варвары Суворовой – сыграла молодая актриса Ольга Красько. За 3 года до этого она окончила Школу-студию МХАТ и дебютировала в кино. Эта работа стала одной из первых ее ярких главных ролей и прославила ее на всю страну. Неожиданная популярность испугала актрису. Она признавалась: «Меня учили думать, что твой успех – результат работы многих. Когда на меня обрушился поток внимания в связи с «Турецким гамбитом», я вдруг почувствовала, что это незаслуженно, и я испугалась, я спряталась. Я отказалась от массы рекламных предложений, мне казалось, не может ученица Олега Табакова участвовать в рекламе, что-то в этом есть зазорное, неправильное... Конечно, я тщеславна, я хочу быть известной, но это не самоцель. Гораздо больше я хочу, чтобы про меня говорили, что я хорошая актриса… Роль в «Турецком гамбите» – из любимых ролей. И потому, что я до этого так долго не жила в экспедиции, и потому, что меня так никогда и нигде не любили, как там. И от этого весь процесс съемок был для меня праздником. Ты и открываешься тогда, когда тебе комфортно и хорошо. Мне даже показалось, что всё слишком быстро произошло, что к славе приходят как-то труднее…».
Но съемки в «Турецком гамбите» стали для нее судьбоносными не только в профессиональном плане. Еще после премьеры фильма ходили слухи о тайном романе актрисы с режиссером Джаником Файзиевым. Он на тот момент был женат, и никто из них не комментировал этого факта, поэтому долгое время всем оставалось лишь строить предположения. И только недавно Ольга Красько дала интервью, в котором призналась о том, что на тот момент у нее действительно был роман с режиссером. И хотя он не завершился браком, навсегда сделал их родными людьми, ведь актриса родила дочь от Файзиева.
Ольга Красько рассказала о том, что их роман начался во время съемок «Турецкого гамбита». Поначалу она воспринимала их отношения исключительно как профессиональные, но вскоре заметила симпатию со стороны режиссера и поняла, что испытывает такие же чувства. Но позже она сама решила прекратить эти отношения. Актриса признается: «Я боялась сделать кому-то больно. Конечно, я ждала его, но наверное, не смогла бы себе простить, если бы получилось иначе. Джаник на тот момент был женат. И когда ты становишься мамой, ты начинаешь по-другому смотреть на чужие семьи. Я бы не выдержала, если бы он ушел. Конечно, это боль. Хотелось гордиться вслух и чувствами, и человеком рядом. Но я понимала, что поступила правильно. Джаник всегда нам помогал, он подарил Олесе квартиру… Наверное, я бы никогда не заговорила об этом и не озвучила это. Но сейчас отец Олеси стал брать ее на творческие мероприятия и красные ковровые дорожки. Именно поэтому я думаю, что признание никому не навредит… Вы не представляете, насколько он красиво ухаживал, какие письма писал. Я восхищалась его творчеством, и сейчас надеюсь, что они с Олесей смогут наладить хорошее общение».
Позже Джаник Файзиев все же ушел от жены ради другой актрисы – Светланы Ивановой, с которой сейчас воспитывает двоих детей. Ольга Красько тоже нашла свое личное счастье в браке с предпринимателем Вадимом Петровым. С отцом своей дочери Олеси ей удалось сохранить хорошие отношения, и она до сих пор отзывается о нем с особенной теплотой: «Это было очень сильное чувство. Я благодарна Джанику за все, а главное, за нашу замечательную дочь. Она очень на него похожа, не только внешностью, но и чертами характера».