«Дикий Запад Восточной Европы» - Павел Казарин

«Дикий Запад Восточной Европы» - Павел Казарин

Жан Ануй в пьесе «Антигона» объяснял разницу между трагедией и драмой.

Трагедия – всегда о неизбежном. Ее невозможно предотвратить. Она предрешена и обязательна. Что бы ты не делал – исход неизменен. Неумолимая стихия, которая непременно обрушится на героев – и погребет под собой, невзирая на их усилия.

Драма – всегда про выбор. В отличие от трагедии, тут ничего не предрешено – финал определяется решениями и поступками, а не фатумом. Драматический герой борется, потому что у него есть надежда спастись. В трагедии не спасется никто.

Все это имеет прямое отношение к украинской реальности. В том числе и потому, что шестой президент страны пришел в политику прямиком со сцены.

Управленцы из «прозападного» лагеря оказались перед этической дилеммой. Которая упирается в фундаментальный вопрос: что именно происходит сейчас в стране. Трагедия или драма.

Первый подход сформулировал Сергей Жадан. Он предельно прост. Нынешняя власть – это команда Титаника, которая ведет корабль на рифы. Ситуация безнадежна, а финал предрешен. Помогать им бессмысленно, до смены капитана никаких качественных перемен ждать не стоит. Сотрудничество с властью чревато лишь потерей времени и репутации, а любые перемены к лучшему станут возможны лишь после смены нынешней вертикали.

Это философия классической трагедии – в том виде, как ее описывает Жан Ануй. События будут идти своим чередом. Будущее отменить не удастся. Катастрофа случилась еще в 2019-м – и теперь каждому предстоит испить свою чашу до дна. Стихия настигнет всех – и любые коррективы возможны лишь после того, как пьеса будет сыграна до конца.

Второй подход – это философия драмы. Той самой, в которой будущее – результат наших ежеминутных усилий. В отличие от трагедии, драма допускает полутона. Финал пьесы определяется персональным выбором каждого из ее героев. В ней нет предрешенности – и потому никто не обречен на бездну. Все зависит от тебя – и твоего решения.

Вся дискуссия о сотрудничестве с нынешней властью – это спор о жанре нашего сценария. Если вокруг разворачивается трагедия – то нет смысла пытаться изменить ход событий. Если вокруг бушует драма – то можно попытаться закрыть кадровую брешь собственной репутацией и усилиями.

Этот подход разделил бывших соратников по “партии Майдана”. Одна его часть продолжает оставаться во власти, объясняя это тем, что сменщики будут хуже. Другая его часть упрекает своих бывших друзей в коллаборационизме и приспособленчестве. Первые говорят о том, что финал открыт и стоит попытаться. Вторые убеждены, что катастрофа уже случилась, и траектория задана.

Понять можно и тех, и других. Шестой президент страны в совершенстве освоил умение нравиться публике – и не стыдится переписывать имиджевые долги на свою команду. Его приоритеты определяются соцопросами, а его картина мира – ближайшим окружением. Он вряд ли слышал об эффекте Даннинга-Крюгера - и это лишь усложняет моральную дилемму для тех, кто знает, о чем идет речь. Отныне государство – это он, и каждый, кто решит спасать институты, будет натыкаться на упреки в попытке спасти власть.

Впрочем, не мы первые, кто пытается разрешить эту дилемму. В конце концов, пьесу «Антигона» Жан Ануй написал в Париже. В 1943 году.

«Дикий Запад Восточной Европы». Купить книгу можно по этой ссылке:

https://vivat-book.com.ua/dikiy-zapad-vostochnoy-evropy.html

А за цим посиланням можна замовити українську версію:

https://vivat-book.com.ua/dikiy-zakhid-skhidnoi-vropi.html