В результате российского полномасштабного военного вторжения в Украину наметился стремительный рост бедности в стране, чем в эти дни серьезно озабочены не только украинские власти, а и наши западные партнеры. Судите сами.
Совсем недавно администратор Программы развития ООН Ахим Штайнер сообщил о том, что до 90% украинцев столкнутся с нищетой и крайней экономической уязвимостью, если война затянется на год и более. По его оценкам, до того, как РФ напала на Украину 24 февраля этого 2022 года, лишь около 2% украинцев имели менее $5,5 в день (замечу, черта бедности определяется как покупательная способность от $5,5 до $13 на человека в день).
Также А.Штайнер подчеркнул: «Если конфликт будет затяжным, если он будет продолжаться, мы увидим очень значительный рост уровня бедности. Это может в конечном итоге привести к тому, что … около 18 лет развития Украины могут быть просто сведены на нет в течение 12-18 месяцев», т.е., по его словам, 9 из 10 украинцев могут оказаться за чертой бедности, либо будут подвергнуты высоким экономическим рискам.
Заставляют задуматься о многом и данные «Европейского банка реконструкции и развития» о том, что еще к началу апреля треть украинских предприятий остановили производство. По оценкам аналитиков ЕБРР, активные боевые действия ведутся в тех районах Украины, которые производят около 60% ВВП страны. В целом, из-за войны до 50% населения Украины потеряли работу. Эти факторы приведут к тому, что по заключению уже ведущих аналитиков Всемирного банка, в результате российского вторжения экономика Украины в текущем 2022 году сократится на 45%.
Что будет дальше, что делать для удержания роста бедности? Уверен, поводов для оптимизма появится значительно больше, если:
во-первых, уже в ближайшее время Совет Евросоюза запустит процесс создания Трастового фонда солидарности для Украины, чтобы помочь в восстановлении после войны (в нашем Кабмине для этого уже сейчас должен быть подготовлен конкретный перечень проектов с бизнес-планами и ориентировочным числом новых рабочих мест);
во-вторых, Минфин Украины незамедлительно начнет переговоры с крупными кредиторами о реструктуризации нашего госдолга вплоть до списания, а не получения новых условий перекредитования, из-за настоящего форс-мажора – российского полномасштабного военного вторжения в Украину (напомню, в течение 2022 – 2023 г.г. мы должны уплатить около 14 млрд долл США по внешним обязательствам). В этой связи замечу, за последние 5 лет МВФ списал больше триллиона долларов США бедным странам, где нет войны, а также в этом 2022г. в США утвержден план по списанию 80% долгов Пуэрто-Рико, согласно которому простят 50 млрд долларов;
в-третьих, Кабмин Украины в ближайшее время примет постановление об учреждении и организации деятельности на принципах государственно-частного партнерства «Украинской корпорации развития» для поддержания точек роста в реальном секторе украинской экономики, что должно обеспечить дополнительные доходы в объеме не менее 2% ВВП страны.
Прогнозирую скорое появление конструктивных предложений по борьбе с бедностью не только от западных партнеров и инвесторов, а и сильных решений и эффективных действий от наших властей. Уверен, иностранные аналитики никого в Украине не хотят пугать и наводить панику. Ну, а нам нужно сохранять надежду, что с какими бы трудностями и преградами нам ни пришлось столкнуться, всё равно их преодолеем, сумеем снизить уровни бедности и смертности.