Рынки пришли к концу этой насыщенной недели в позитивном настроении. Испортить которое не смогли ни экономические данные и действия регулятора, ни корпоративные новости. Последние в этот раз можно разделить на финансовые и светские. И опять не обошлось без Илона Маска. Но теперь несколько дней деловые СМИ и деловые люди, а также примкнувшие к ним таблоиды, инвесторы и спекулянты, обсуждали вопрос, был или не был роман у Маска с женой Брина, т.е. насколько сильно Тесла углубилась в Google. И, судя по реакции одного из основателей поисковика, Маск провел очень глубокое исследование, как и подобает визионеру и немного авантюристу, результатом чего становится развод Брина с женой и финансовый развод его же с Илоном Маском. В общем, Санта-Барбара в силиконовой долине, доказывающая, что после 40 лет жизнь только начинается.
Отчетность технологических гигантов тоже не особо радовала. Шутка ли, за последний год акции Фейсбука, например, упали в два раза, а Netflix так и вообще потерял 65% своей стоимости. Вот кто действительно переживает о том, что пандемия закончилась. Впрочем, раздутость технологического сектора была очевидна в конце 2021 года и сейчас пока идет лишь возвращение к нормальности. Тем более, не всегда на этой неделе акции технологических компаний падали после того, как выходила их отчетность, и яркий пример тому Амазон (может потому, что у Безоса давно наступил кризис среднего возраста и он уже успел развесить с женой). Одновременно с корпоративными новостями на арену вышел ФРС и общеамериканская статистика. И тут, казалось бы, инвесторам надо то ли испугаться, то ли опечалиться. Во-первых, ФРС снова поднял ставку на 75 базисных пунктов, теперь ее диапазон составляет 2,25-2,5% годовых, что, впрочем, было ожидаемо. А статистика показала, что, формально, американская экономика вошла в рецессию. Поскольку, если верить этой самой статистике, снижение ВВП в США наблюдается уже два квартала подряд. Впрочем, официально это пока не объявлено, а цифры падения пока слишком незначительные. Тем более, что они выходят на фоне очень сильного рынка труда, что крайне сложно считать признаком экономического кризиса.
Так или иначе, инвесторов успокоили заверения главы ФРС, который давал понять, что любой ценой бороться с инфляцией не будет и, вполне возможно, спекулянты вспомнили дивную практику 2009 года, когда плохая статистика означала хорошие новости для рынка, ведь это давало повод для больших объёмов разбрасывания денег с вертолета. В результате на фоне всех этих, казалось бы, тревожных для рынка данных, индекс S&P500 прибавил чуть меньше 100 пунктов и утро пятницы он откроет на отметке в 4072 пункта. Вот где статистика вселяет большую тревогу, так это в Европе. Особенно если взглянуть на настроения немецких потребителей, то кажется, что рецессии в Германии действительно не избежать. Тем более, русские продолжают сушить газовый рынок Европы, разгоняя цены до небес. На этой неделе, снова прикрываясь издевательскими идиотскими отмазками, Газпром снизил прокачку как по Северному потоку-1, так и по украинской трубе. И теперь по сравнению с началом июля в ЕС идет только 40% от предыдущих объёмов. В ЕС уже приняли план жизни в условиях отсутствия российского газа, помня, что к зиме надо готовится летом, перейдя к режиму жесткой экономии и готовя того самого потребителя к холодной зиме. Так что не удивительно, что настроения у этого самого потребителя не очень.
Как бы удивительно это не звучало, но космический уровень цен на рынке газа Европы делает дефолт Нафтогаза еще менее страшным событием. Ведь основным его последствием стали проблемы в сотрудничестве с ЕБРР и другими кредиторами, которые должны были дать Нафтогазу деньги для покупки газа для закачки его в хранилища. Но, когда газ стоит более чем 2000 долларов за тысячу кубометров (ах эти сладкие времена схем Росукрэнерго и газа по 50 долларов), не факт, что есть экономический смысл его покупать. Даже учитывая перспективу резкого дефицита голубого топлива этой зимой, что обещает крайне некомфортную зиму. Других экономических (не путать с политическими и психологическими) последствий дефолта Нафтогаза пока не предвидится. В ближайшее время, вероятно после того, как суверен завершит свою реструктуризацию, просто чтобы не путаться у государства под ногами и не мешать, компания все же вернется к переговорам с инвесторами и достигнет какого-то компромисса в вопросе реструктуризации.
А на внутреннем валютном рынке украинцам следует выяснить, есть ли жизнь после 40-а. После 40-ка гривен за доллар. Перестановка официального курса на 36,6 логично привела к росту и черного рынка, который как минимум должен иметь свою премию в 10%, ведь бесплатно доллары с официального рынка на кешевый не попадают. Правда это вызвало спекулятивное возбуждение и теперь главное, чтобы на волне этого импульса курс не побежал дальше, нивелировав эффект от перестановки официального курса, делая снова несчастными ИТ-шников и других ФОПов. После того, как кешевый курс гривны перевалил за психологически важную для любого мужчины и любого валютного спекулянта (а это любимое занятие всех украинцев) отметку во всех гостинных и кофейнях к разговорам о войне и дохлой ру..не добавились рассуждения о курсе гривны. Посмотрим, помогут ли побороть спекулятивный импульс экстренные меры Нацбанка, который не по доброте душевной позволил банкам продавать на наличном рынке купленный безналичный доллар. Так или иначе, к новой реальности, к жизни после 40-а надо привыкать и не изображать кризис среднего возраста. Тем более, что после 6-и месяцев войны гривна ослабла по отношению к очень сильному доллару менее, чем на 30%, что вообще-то может считаться чудом. Не говоря уже о том, что ослабление гривны относительно евро вообще пока составляет чуть больше 10%, что ничтожно, учитывая эффект войны.