Итак, Израиль и Турция вернутся к полной нормализации отношений, включая восстановление послов и генеральных консулов.
12 лет «холода» в отношениях Анкары и еврейского государства, начавшегося с захватом израильским спецназом парома «Мави Мармара», который следовал с гуманитарной помощью из Турции на прорыв блокады сектора Газа, закончились. Наступает «оттепель», которая обязательно поменяет карту сдержек и противовесов в регионе.
Первый шаг к этому был сделан в 2019-2020 годах, когда обе страны активно вкладывались в строительство вооруженных сил общего для них союзника на Южном Кавказе – Азербайджана, что завершилось блестящей победой последнего в 44-дневной войне. Именно тогда руководству двух стран стало понятно, что совместными усилиями они способны решать сложнейшие внешнеполитические вопросы.
Так что «оттепель» вызревала не так уж и легко. Тому же еврейскому государству потребовалось на собственном опыте убедиться, что быть с Турцией вместе для него выгоднее, чем в стане ее противников. И в первую очередь – в вопросах продвижения израильского газа в Европу.
С 9 марта, когда в Анкаре президент Израиля Ицхак Герцог встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, идут переговоры о строительстве газопровода от крупнейшего израильского месторождения «Левиафан» в Средиземном море в Турцию для дальнейшей транспортировки сырья в Южную Европу. Что выглядит вероятным развитием событий, поскольку предлагаемые Афинами и Никосией маршруты транспортировки газа не выдерживают экономической критики.
Кроме того, в стратегическом отношении принятое руководством двух стран решение о нормализации отношений знаменует собой закрепление отношений Анкары с «большой ближневосточной тройкой», Саудовской Аравией, Эмиратами и Израилем. Впрочем, реальных результатов этого процесса еще предстоит дождаться. А вот главные изменения от израильско-турецкой «оттепели» в ближайшее время последуют, разумеется, в Сирии.
Привычная для Москвы схема лавирования здесь между противоречиями Турции, Израиля и Ирана сыплется как карточный домик. Российское руководство славится умением создавать конфликты с лояльными партнерами буквально на пустом месте. И в то время, когда израильтяне ищут общие интересы, Москва буквально из ничего, из-за юридических претензий к деятельности агентства «Сохнут» создала себе проблемы в отношениях с Израилем.
Еврейское государство уже наглядно продемонстрировало свое недовольство, совершив воздушные атаки на Тартус, зону исключительного российского влияния в Сирии, которую ВВС Израиля раньше, в соответствии с негласными договоренностями с Москвой, обходили стороной. Чётко дав понять, что эти договоренности уже не работают.
А все разговоры турок о возможности какого-то диалога с Асадом – не более чем риторика. Операция Турции в Сирии начнется уже в ближайшие дни. Таким образом, Россия ставится перед дилеммой – или заключать новые договоренности с Иерусалимом и Анкарой, причем на их условиях – либо тихо «сливаться», сохраняя лицо тем, что делает она это добровольно, ведь «все задачи в Сирии выполнены».
Впрочем, деваться Москве некуда. Израильско-турецкая «оттепель» уверенно и карандашами ярких цветов чертит новую карту балансов и противовесов в ближневосточном регионе и примыкающих к ним странам. Карту, с которой придется считаться тем, кто еще вчера считал себя главным игроком в этом регионе.
C вторжением в Украину у путина валится вся геополитическая конструкция, которую он долгие годы создавал исключительно дутьём щёк. А когда все поняли, что король голый, карта сильных мира сего начала перекраиваться. И для Москвы там места больше нет.
UPD. И только что стало известно, что Турция поучаствует в послевоенном восстановлении Украины. Стороны подписали соответствующий Меморандум.
©️Via Ikram Nur