Медведев сказал, что есть всего два сценария дальнейшего развития событий: либо, мол, Украина сдаётся прямо сейчас, либо там сначала происходит военный переворот, а уж потом она сдаётся. Других вариантов, по его мнению, не существует.
В конце февраля подобного рода прогнозы ещё не казались фантастическими. Сейчас они именно такими и выглядят. Сейчас, на самом деле, варианты исхода — и не для украинского, а для российского режима — следующие:
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ СЛОМ РЕЖИМА
Противостояние затягивается, война переходит в окопную фазу, экономика России продолжает умирать, а протестные настроения расти. В результате, в 2024 году благодаря совместным действиям восставшего электората и части наиболее решительно настроенных элит режим рушится. Новое правительство начинает с Украиной переговоры о мире.
УСПЕХ ВАРИАНТА «ПРЕЕМНИК»
Противостояние затягивается, война переходит в окопную фазу, протест усиливается и Путин окончательно понимает, что игра проиграна. Чтобы не доводить дело до революции/переворота, он выдвигает преемника, дожидается его избрания и пересаживается в кресло пожизненного сенатора.
Преемник заключает соглашение о прекращения огня и стороны приступают к переговорам о мире. В отличие от первого варианта в этом случае переговоры идут гораздо сложнее, поскольку преемник старается выдержать путинский курс и сразу сдавать позиции не готов.
ВАРИАНТ «ПОЛИТ БЮРО»
Противостояние затягивается, война переходит в окопную фазу, режим делегитимизируется, контроль Путина над силовиками слабеет и в конце концов режим окончательно трансформируется из персоналистского в коллективистский.
Чтобы зафиксировать свой новый статус соправителей, руководители силового блока убеждают Путина провести реформу по китайскому образцу — объединить все партии в одну, зафиксировать однопартийную систему и создать Политбюро, в рамках которого и должна будет ротироваться власть.
Заключить соглашение о мире новое Политбюро отказывается, война затягивается, становится окончательно непопулярной, и массовое антивоенное движение в конце концов доводит страну до революции. Режим оказывается ещё менее эффективным, чем путинский и быстро рушится.
Новая власть начинает с Украиной переговоры о мире.
ПОРАЖЕНИЕ ВАРИАНТА «ПРЕЕМНИК»
Российская армия терпит от ВСУ поражение, которое провоцирует в стране острый внутриполитический кризис. Путин объявляет об уходе, назначает досрочные выборы и выдвигает преемника, однако растерянные и пытающиеся найти себя в новой ситуации элиты оказываются не в состоянии мобилизовать административный ресурс и обеспечить нужный результат.
Преемник проигрывает, и к власти приходит кто-то из достаточно случайных людей, оказавшихся в списке кандидатов. Скорее всего — представитель КПРФ. Он начинает мирные переговоры и фиксирует поражение.
ВАРИАНТ «СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ»
Российская армия терпит от ВСУ поражение, начинается внутриполитический кризис, но Путину удаётся удержать власть. Протесты подавляются, нелояльные элиты репрессируются.
Путин правит до самой смерти, постепенно превращая страну в подобие Северной Кореи. После его смерти начинается стремительная трансформация режима, поскольку ощущение, что так больше жить нельзя, овладевает буквально всеми — и в Кремле, и в самой глухой провинции.
«РАЗВОРОТ»
Путин объявляет задачи спецоперации достигнутыми и начинает массовые репрессии — причём не столько в адрес оппозиции, сколько в отношении чересчур рьяных «патриотов» и сторонников войны «до победного конца». Последние обвиняются в «перегибах», «головокружении от успехов», а также неэффективности и коррупции. Путину удаётся удержать власть, а переговоры с Украиной растягиваются на годы.
ДРУГИЕ СЦЕНАРИИ
Список вариантов этим не исчерпывается, в частности, надо иметь в виду, что возможны комбинации указанных автором шести сценариев. «СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ», например, может случиться не только в том случае, когда ВСУ побеждают, но и в ситуации, когда решительного поражения российской армии на фронте нет, а война просто затягивается и переходит в окопную фазу. Кроме того, автор не учитывал фактор ядерного оружия, а он тоже может очень сильно изменить существующие расклады.
Перечисленных шести вариантов, тем не менее, достаточно для того, чтобы понять, что Медведев в очередной раз солгал.
Что касается условий мирного договора, то наиболее вероятным автору представляется итог в духе «забирайте людей, оставляйте земли». В этом случае стороны договариваются о том, что по истечению какого-то срока — например 5, 10 или 15 лет — Россия возвращает Украине захваченные земли. Украина соглашается подождать, чтобы Россия смогла организовать программы пересечения для всех сторонников «русского мира» куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток. Если отбросить эмоции, то такой вариант представляется не лишенным логики: дефицита земли в России не наблюдается, ей, наоборот, людей не хватает.
В конце хочу упомянуть еще один вариант развития событий, который может быть реализован в России. Если после ухода Путина в стране будет установлена демократия, она сможет рассчитывать на помощь Запада, который в этот раз скорее всего решит не стоять в стороне от проблем формирования новой устойчивой либеральной системы и окажет ей содействие — с тем, чтобы неудачи новых властей не привели к ещё одному всплеску антилиберальных настроений и приходу к власти нового Путина.