За последнее время США выделили Украине в качестве военной помощи более $10 млрд, а также более $1,45 млрд в качестве гуманитарной помощи для незамедлительной поддержки местных органов власти и помощи украинцам, вынужденным оставить свои дома из-за войны с Россией. Это большие деньги, но нигде не упоминается помощь на восстановление жилых домов. Конечно, нужно поддержать критические военные нужды и заложить основу для восстановления. Но без поддержки восстановления общества миллиарды долларов, потраченные на военную помощь, потеряют свое значение.
После июльской встречи по вопросам восстановления, которую организовали Украина и Швейцария, в конце октября правительство Германии проведет еще одну встречу для дальнейшего обсуждения программы восстановления. Некоторые эксперты призывают к тому, чтобы выделенные средства способствовали развитию демократии и продуманному восстановлению. Необходимо, чтобы США и международное сообщество направили помощь на восстановление украинского гражданского общества и сделали регион более стабильным, переосмыслив строительство жилья для перемещенных лиц, лиц, возвращающихся к месту постоянного проживания, и украинцев, которые не потеряли свои дома.
Разрушение Россией украинского жилья - это не побочный ущерб; это намеренное уничтожение домов, стратегия уничтожения нации и общины путем уничтожения чувства дома и места. Эта стратегия - также применявшаяся Россией в Чечне и Сирии - оставляет своих жертв с чувством безнадежности и дезориентации: им некуда возвращаться, остаются лишь воспоминания, омраченные образами войны. Однако восстановление жилья имеет решающее значение для защиты и укрепления украинской нации.
Бесплатная, массовая приватизация государственного жилья после распада Советского Союза сделала жилье важнейшим, а зачастую и единственным источником благосостояния семей. На протяжении более чем двух десятилетий экономических и политических потрясений дома для большинства украинцев были источником постоянной безопасности и стабильности, а также материального достояния. Россия знает об этом и попыталась нанести удар по слабому месту. Поскольку призывы к составлению нового «плана Маршалла» для восстановления Украины набирают обороты, культурные аспекты восстановления Украины должны занять центральное место, начиная с планирования и заканчивая строительством.
Исследования опыта украинцев, перемещенных из Донбасса с 2014 года, показывают последствия потери дома. Даже найдя работу и жилье, внутренне перемещенные лица (ВПЛ) оказываются в крайне невыгодном положении по сравнению со своими новыми соседями. Они платят по высоким ставкам за зачастую не отвечающую стандартам аренду частного жилья, что съедает доходы, которые большинство других украинцев оставляют на другие расходы. В настоящее время многие ВПЛ, не имеющие финансовых ресурсов, живут в местах, которые вообще не были предназначены для жилья.
Потеря дома снижает уровень жизни и разрушает чувство принадлежности и гражданскую активность - те самые качества, которые необходимы обществу для восстановления. Владельцы жилья в Украине и других бывших советских республиках по сравнению с арендаторами обладают более сильным чувством принадлежности, благополучия и гражданской активности. Перспективы стать собственниками после перемещения из Донбасса были плохими: доступное ипотечное финансирование недоступно, а оставленные дома потеряли рыночную стоимость и находятся под угрозой экспроприации поддерживаемыми Россией сепаратистами. В результате некоторые беженцы вернулись в зону боевых действий - или так и не покинули ее - специально для того, чтобы сохранить свои дома. Так, молодой волонтер на польско-украинском пограничном переходе Гребенне в апреле отметил, что его родители остались в Кривом Роге под обстрелом, потому что «у них большой, красивый дом, который они построили. Они не уедут. Они не покинут свой дом».
Масштабы жилищной катастрофы и перемещения населения Украины с февраля 2022 года превосходят масштабы катастрофы, произошедшей в период с 2014 года. Восстановление будет очень тяжелым: согласно отчету Киевской школы экономики за май 2022 года, на жилые дома и дороги приходится около $60 млрд, или почти 10% экономических потерь, понесенных на сегодняшний день (и эта сумма продолжает расти). Поскольку регион, похоже, взял курс на долгосрочный конфликт, сконцентрированный на востоке, Украина рискует еще больше превратиться в общество, разделенное по принципу наличия и отсутствия собственного жилья. Уже сейчас среди недавних ВПЛ, которые сталкиваются с непомерно высокой стоимостью аренды жилья и выселением, не имея ни практических, ни юридических средств защиты, наблюдается резкое неравенство в обеспечении жильем.
Украинские активисты предлагают пути решения долгосрочных жилищных проблем (все они потребуют значительной международной помощи). Стабильное и доступное социальное и частное жилье, которого не хватало в Украине даже до войны, является важнейшим компонентом здоровой жилищной системы. В Украине, по оценкам, 8 млн внутренне перемещенных лиц. Еще 7 млн беженцев находятся за пределами страны. Это означает, что примерно 37% всего населения стали перемещенными лицами - всего за 6 месяцев войны.
Жилье, конечно, - одна из основных потребностей человека и один из главных экономических активов. Но оно и нечто большее - это основа семьи, общины и чувства принадлежности.