На Востоке Украины продолжается продвижение мобильных подразделений ВСУ по территории северной части Луганской области. Продвижение регулярных подразделений медленное, так как территория, оставленная ВС РФ большая, а во многих населенных пунктах остались разрозненные российские отряды.
Вчерашний приезд Владимира Зеленского в Изюм наглядно показал, что российских войск на «линии обороны» на левом берегу реки Оскол нет, как нет и самой линии обороны, потому что в противном случае по Изюму и украинскому президенту был бы нанесен артиллерийский удар или обстрел из РСЗО.
Ближайшие российские позиции, с которых можно было бы совершить такой артналет находятся слишком далеко для поражения Изюма — в окрестностях Бахмута и в районе Попасной (90 и 112 км от Изюма).
После оставления Купянска и сообщения от министерства обороны РФ «о передислокации группировки войск из Харьковской области» российские пропагандисты и государственные СМИ неустанно сообщают о жестоких боях на Северском Донце в Белогоровке, Лимане, Святогорске, Кременной. Также сообщается о «попытках ВСУ создать плацдарм на левом берегу реки Оскол» и отражении этих попыток.
Эти сообщения, как мы уже писали, — новости из прошлого, догоняющие читателей спустя сутки, а то и двое.
Задача этих новостей, показать ожесточенное сопротивление на территории Луганской области и продемонстрировать отсутствие украинских войск за рекой Оскол. И то, и другое нужно министерству обороны, содержащему «военкоров», чтобы уменьшить масштабы поражения перед кремлевским начальством, которое, как мы полагаем, до сих пор не в курсе полной картины. Информацию об отступлении ВС РФ Путину и Патрушеву продолжают преподносить частями.
Это подтверждается тем, что до вечера 14 сентября штабы группировок ВС РФ в Херсоне, Мелитополе, Донецке, Луганске, Ростове-на-Дону и в Белгороде не получали никаких сообразных реальной обстановке приказов из генштаба, а генштаб не получал их от Кремля.
В период с 12 по 14 сентября координация между группировками ВС РФ была нарушена отсутствием хоть сколько-нибудь вменяемых указаний из Москвы, что едва не привело к обрушению обороны на Николаевском направлении и посеяло хаос в Мелитополе и Луганске.
«Тут война идет за кресла и задницы, а не за Украину. С января рапорты и доклады в Кремль отличались от реальности. После начала СВО ничего не изменилось. Путину одни цифры показывают, на деле все по-другому. Это касается и численности подразделений, и обеспечения БК, техникой, транспортом», — говорит российский офицер, служащий в МО РФ.
Его коллега из генштаба добавляет, что поражения в Харьковской области не было бы, если бы численность группировки, заявленная более чем в 40 тысяч человек была реальностью, а не мифотворчеством генералов и министра обороны.
«В Харьковской области было чуть больше 20 тысяч человек, которых еще и распихали по блокпостам и разбросанным позициям. А не 40 тысяч, как Шойгу уверял Путина на совещаниях. Вот эту недостачу в людях сейчас закрывают, рассказывая, как они там геройски гибнут, не пуская врага. Хотя на самом деле, ни боев, ни наших военных в постоянно упоминаемых населенных пунктах нет уже несколько дней. Их сейчас там “убьют”, чтобы цифры рапортов в порядок привести, тогда и будут докладывать наверх», — говорит офицер ГШ ВС РФ.
По его словам, разница данных, указанных в рапортах и докладах, с реальным положением дел может составлять до 50% в части сведений по численности и обеспеченности войск. Это характерно для всех участков. Наименьшая разница в Херсонской области, где ВС РФ планировали перейти в наступление в начале сентября, но не успели. Наибольшая была в Харьковской, Запорожской областях и в Крыму.
Кстати, возможно поэтому оккупационные власти в захваченной РФ части Запорожской области так громко говорят о готовящемся ударе ВСУ.
Среди старших офицеров в МО есть единое мнение о причинах — банальное масштабное воровство и склонность Шойгу к показухе, за которой пряталось реальное плачевное состояние дел в войсках. Подготовка к войне и сама война только увеличили этот разрыв.
«Ты вот реально думаешь, что кто-то решится доложить по начальству, что, товарищ верховный, мы тут чего не спиз…ли, то прое…ли, вот вам честное пионерское. Они тут все будут до последнего изворачиваться, лишь бы зад свой прикрыть. И те, кто реально разворовывал все, и те, кто по тупости просто не может ничего нормально организовать во вверенном округе», — говорит другой офицер минобороны РФ.
Новый план от 14 сентября
Вечером 14 сентября в Москве, вероятно, смогли наконец принять какое-то решение, потому что штабы группировок начали получать указания из генштаба. Упаднические и похоронные настроения в штабах группировки ВС РФ в Украине сменились если не уверенностью в завтрашнем дне, то кипучей деятельностью.
Наши источники в штабах впервые с потери Изюма и Купянска заговорили о реванше за Харьковский разгром, а разговоры об отходе сменились на матерный боевой клич.
Появление плана подтверждается ночными и дневными обстрелами 15 сентября Кривого Рога и разрушением дамбы, которое привело к затоплению берегов Ингульца и повышению уровня воды в реке. Это помешает активным действиям ВСУ на Херсонском направлении. Еще одно свидетельство - российский ракетные обстрелы побережья Одессы и объектов противокорабельной обороны.
Конкретной информации о готовящемся реванше у нас нет. По отрывочным сведениям, этот план — компиляция из предыдущих наступательных инициатив генштаба, сделанных еще весной и в начале лета. Напомним, тогда генштаб предлагал высадку десанта на Юге Украины и разнонаправленные удары по всем направлениям.
Пока мы наблюдаем, что из воинских частей по всей европейской части РФ собирают имеющийся личный состав (включая срочников) и спешно занимаются работой по слаживанию подразделений и дообучению.
Те части, в которых еще оставались контрактники, уже отправили подразделения в Ростовскую область и Краснодарский край.
В перспективе 7-12 дней это может дать российской группировке в Украине усиление в 6-8 тысяч человек. За счет переброски войск из Белоруссии, Курской и Брянской областей, размер пополнения может составить до 15-16 тысяч человек. Правда, у этих подразделений нет боевого опыта и многие из них не прошли полноценного обучения и слаживания.
Попытка военных быстро отомстить может дорого обойтись российским матерям.