Восток
Север Луганской области от Оскола до границ с РФ — серая зона. Власти ЛНР территорию не контролируют, но пока она не взята и под контроль украинской армией.
ВСУ медленно очищает территорию, чтобы не нести лишних потерь. Мы уже писали, что предполагаем в ближайшее время поступление официальных новостей о переходе городов за Осколом под контроль Украины.
Населенные пункты на Северском Донце под контролем ВСУ, Кременная и Лисичанск пока остаются серой зоной, где действуют ДРГ обеих сторон.
В ближайшие дни командование российской группировки примет решение по Северодонецу, есть вероятность, что город будет оставлен.
В Попасной и Стаханове остаются подразделения ЧВК и местные добровольцы (которые воюют с 2014 года). Территории севернее Луганска ВС РФ не контролируются.
В районе Бахмута ЧВК продолжают попытки взять город. В районе Авдеевки ВС РФ прекратили атаки и перешли к артиллерийским обстрелам украинских позиций.
Оккупированная часть Запорожской области
Полной информации с мест нет. Но обстановке далека от спокойной. Мы предполагаем, что 14 сентября воинские части под Керчью были обстреляны ракетами с территории оккупированной Запорожской области. Если эта информация подтвердится, то это означает, что ВСУ уже контролируют часть региона вне крупных городов.
В ночь с 15 на 16 сентября ВСУ нанесли ракетные удары по аэродрому в Мелитополе.
Херсонская область
Сообщения о высадке украинского десанта под Херсоном и на Кинбурнской косе, захват Томиной Балки и других сел так активно продвигавшиеся “военкорами” — выдумка, целью которой является, как мы уже писали накануне, списание «мертвых душ» в списках личного состава российских подразделений и техники, которую успели продать на сторону еще до начала войны. А также попытка заработать медали кому-то из командования группировки за «успешное отражение десанта». Помимо публикаций в тг-каналах пропагандистов, на частотах группировки ВС РФ в Херсоне шел радиообмен о боях с десантом. При этом боев и десанта не было вовсе.
Один из российских офицеров, находящийся в Херсоне, так описал эту ситуацию: «Это наши прилипалы устроили по просьбе отцов-командиров. Типа они там атаку отбили, дайте им по ордену. Мы поначалу думали, что это укры развлекаются, а потом все стало понятно сразу. Боя нет, а частотность обмена как при штурме Грозного».
15 сентября из Геническа (Херсонская область) к Рубановке и Верхнему Рогачику ушли колонны российских САУ и РСЗО. Вероятно, для поддержки операции по эвакуации российской группировки на реке Ингулец, на другом берегу Днепра.
Эта группировка почти отрезана от тех войск, что стоят у Херсона, но она все еще боеспособна и насчитывает до 8 тысяч солдат и офицеров с техникой и артиллерией. Возможно, ее попытаются на маломерных судах и транспортах вывезти по Днепру к Херсону.
Днем 16 сентября по зданию оккупационной администрации в Херсоне был нанесен ракетный удар ВСУ. Попаданием были разрушены третий и четвертый этажи здания. По сообщениям из Херсона, много погибших и среди военных РФ и среди гражданских.
Изюм
Сразу после освобождения города там были обнаружены следы военных преступлений. В Изюм свезли десятки криминалистов и следователей из нескольких регионов Украины. В городе, по словам наших источников с российской стороны, во время оккупации работала большая группа дознавателей. В Изюм свозили наиболее «интересных» пленных украинских солдат и офицеров и гражданских со всех оккупированных территорий, которых заподозрили в связях с украинскими властями. По рассказам, услышанным нами в апреле-мае и в летние месяцы, процесс «дознания» был поставлен на поток. Тех, кто отказывался говорить после кратких пыток просто убивали.
Мы не могли проверить эту информацию, поэтому решили не публиковать слухи. После освобождения Изюма слухи начали подтверждаться. В окрестностях города украинские следователи уже обнаружили массовые захоронения с телами гражданских и военнопленных. Информация о числе погибших и казненных появится в течение 16 сентября, по нашей информации, уже обнаружено более 500 тел, а общее число может составить до 2 тысяч человек.
Многие пожилые жители Изюма не пережили оккупацию из-за нехватки лекарств, нормальной еды и ухода. Точное число станет известно через несколько дней.
ВСУ продолжают наступательные действия, ВС РФ собирают все доступные подкрепления по Западному и Центральному военным округам. В Ростов-на-Дону свозят всех, кого могут. Среди новоприбывших много солдат срочной службы, в том числе, призванных нынешней весной. Если ваши дети сейчас проходят срочную службу и не выходят на связь — срочно обращайтесь в Комитет солдатских матерей, воинскую часть и в военную прокуратуру. А еще лучше, попытайтесь просто приехать в часть и забрать ребенка, пока его не успели отправить в Украину.