Исторический ликбез: «Братская могила»

Исторический ликбез: «Братская могила»

Зашел в магазин, увидел на полках консервы и так вдруг засвербело килечки в томате. Итак, пристегиваемся к креслу нашей машины времени и поехали...

Когда говорят, что в СССР ничего не изобретали, а только тырили у супостатов или в крайнем случае покупали лицензии - это наглая ложь. Еще как изобретали.

Например, килька в томатном соусе - чисто советское изобретение. Ее выпускали только в СССР. За границу это чудо советского пищепрома не экспортировалось, окромя некоторых стран "социалистического лагеря". И лицензию на производство этих консервов почему-то в "капиталистическом мире" наживы и чистогана покупать не спешили. Глупые бюргеры просто не понимали как ЭТО можно есть.

Хотя зря. Маргарет Тетчер, говорят, во время визита в СССР, кильку в томате приобретала. Или просила подарить. Говорят, ее кот "Железной леди" уважал.

И Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, щурясь от удовольствия, словно маргареттечеровский кот, кильку в томате вкушал и нахваливал. Не знаю, вкушал ли у себя дома, но перед многочисленными советскими журналистами щурился.

Когда и кто придумал консерву, которая в народе называлась "Братская могила" - неизвестно. Говорят, что на Керченском рыбоконсервном, в конце 50-х или начале 60-х годов прошлого века. Как народную еду и главное - закуску.

Идея хороша, ибо стоила консерва дешево, хранилась долго и могла доехать в любой магазин в любой точке СССР.

Нас даже в горах Нагорного Карабаха в 1989 году кормили сброшенной с вертолетов "Браткой могилой".

Банки были без этикеток, ибо шли с военных складов, некоторые проржавели от времени - на крышках был выбит то ли 1976, то ли 1978 год. Кое-кто, вкусив непроваренную килечку, стыренную из разорвавшегося картонного ящика во время транспортировки от места сброса до полевой кухни, получили легкую диарею, но ничего, выжили...

Ценилась килька в томате по нескольким причинам. Во-первых - цена. На три рубля 50 копеек можно було купить 10 баночек этого замечательного продукта и лакомиться хоть неделю. Во-вторых, вездесущность. Кильку в томате продавали в любом магазине, даже если других товаров в нем не было. Исчезли эти консервы только в годы агонии СССР. В третьих - универсальность. Эта консерва шла и к картохе, и к перловке, и самое главное - к макаронам. Из нее даже борщи варили и запеканки запекали.

Особенно "Братскую могилу" уважали студенты и калдыри. Первые - из-за ее дешевизны. Вторые - из-за доступности. Часто она была единственной закусью на троих ибо плавленные сырки не во всех магазинах и не во всех городах СССР продавались. Поэтому в лесополосе рядом с пустой бутылкой "Русской" всегда можно было найти и баночку из-под килек с согнутой отрезанной крышкой вместо ложки.

Правда, качество и вкус... Как правило, килька оказывалась разломленной на мелкие кусочки - сказывалось советское соблюдение технологии производства, транспортировки и хранения. Отчего и название "Братская могила".

Ну и горчила она неимоверно, потому как тушилась с внутренностями и их содержимым. А глаза, жабры и другие органы и кости головы хрустели на зубах. Но это ничего. Советский народ - он неприхотливый был.

И да. Если кто-то из любителей СССР начнет сейчас говаривать про низкое качество современной кильки. Понимаете, в СССР эта консерва хоть и была по сравнению с другими дешева, все же стоила как две с половиной буханки хлеба. Или как 150 граммов "Докторской". По паритету нынешних цен это от 32 до 52 гривень.

И если вам захочется "настоящего советского качества" этой чудной консервы - купите ее не за 28 гривень, а за 46. Прибалтийскую. И будет вам такое же счастье, как во времена "дарагова Леонида Ильича".

Кстати. Моя баба Паша, Царство Небесное, при "дорогом Леониде Ильиче" получала минимальную пенсию - 28 рублей. На нее она могла купить 80 баночек "Братской могилы". Сейчас на минимальную пенсию можно приобрести 90 вполне приличных по качеству "могил" а-ля Советский Союз. Это к слову о советской "дешевизне".

P.S.

Народ, який забув f,j не знає свого минулого, не має майбутнього – сказав Платон.

Від себе додам: такий народ приречений ходити по колу, причому ще й граблями.