Плохие экскурсоводы в Кесарии показывают туристам огромную ступню, откопанную археологами и патетически восклицают: "Представьте, какой высоты была сама скульптура!"
На самом же деле ступня была, а никакой скульптуры не было. Это классические вотивные дары — у человека болел какой-то орган и он приносил в храм его увеличенную копию с надеждой на выздоровление. Отголоски жертвоприношений. Но ступня, конечно, производит впечатление.
Российская экономика — такая же вотивная ступня. Люди смотрят на Москву и поражаются, какой же мощи должна быть вся экономика такой огромной страны. О! Россия осваивает космос! О! У России есть крылатые ракеты! О! Россия огромная страна!
Но если присмотреться, то оказывается, что почти вся экономика страны — это и есть Москва. А никакого колоссального туловища нет. Ракеты — немецкие, крылатые ракеты — американские, две трети страны — вечная мерзлота. Вся экономика — сделать дырку в земле и что-то оттуда достать. Или срубить то, что растет сверху. Раньше торговали пенькой, солью, лесом, чугуном и пушниной, сейчас торгуют нефтью, газом, лесом, металлом. Дырки просто поглубже научились делать. И то — не сами научились. Бездуховный Запад научил.
Науки в России нет от слова совсем. Есть старые советские разработки, нооскопы и инновационные кадила. А зачем нужна наука, если можно цап-царап? Лекарства делать страна не умеет. Танки когда-то научились клепать, а автомобили — нет. Вся пищевая промышленность — иностранная. Легкая промышленность убита. Машиностроение убито. Приборостроение убито. Авиационная промышленность убита. Быстро добивают космос. Подшипники делать не умеют, микросхемы делать не умеют, даже гвозди делать не умеют.
Вы думаете, что если с промышленностью все плохо, то с культурой будет как-то иначе? Хрен там. Сильной живописи нет, скульптура убога, литература держится на трех именах. Собственной архитектуры нет — только отголоски чужих идей. Гениальных режиссеров не осталось. Политики нет. Социология уничтожена. Экономистов нет. Генетиков мирового уровня нет. Образование столетней давности. Визионеров нет. Интеллигенция уехала. Селфмедменов можно пересчитать по пальцам. Еще есть мультипликация. Из философии только титан Дугин с его хороводами и криками вола.
Волонтерское движение разгромлено. Меценаты объявлены врагами народа. Высокие спортивные достижения насквозь воняют мочей и мельдонием. Есть еще фигурное катание. Есть нафталиновый балет столетней давности. Футбол — всемирное посмешище. Впереди успехи на Паралимпийских играх. Родина позаботилась о том, чтобы инвалидов было в избытке.
Словом огромная ступня есть, а туловища нет. Все как у Стругацких: «Летим, смотрим — крепости, замки… Ну, думаем, Ренессанс! Прилетели — замки есть, а Возрождения нет!»