На днях все мы с вами читали новость о том, что в Турции был заложен второй корвет типа Ada, для нужд ВМСУ. Казалось бы, новость вроде, как и позитивная, но за последние несколько дней я встретил множество недовольных комментариев, мол, «строить корабль за 250 миллионов евро во время войны, до окончания которой так и невозможно будет использовать?»
Что же, разберёмся немного в целесообразности строительства корветов типа Ada и не только.
На протяжении последних лет я неоднократно становился свидетелем того, как при публикации официальной информации, либо неких инсайдов о намерении приобрести либо заинтересованности Министерства обороны каким-то видом вооружений не отечественного производства, возникал вал критики этих вооружений нашими экспертами.
Напомню, что такая ситуация касалась турецких ударных БПЛА Bayraktar TB2, которые «экспертами» назывались бесполезными; бразильских турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano, идеальных для обучения желторотиков в авиационных училищах и выполнения полицейских миссий, но непонравившихся «экспертам» пропеллером; а так же нешуточного ристалища за колесную САУ Dana, которая не нравилась «экспертам»... колёсным шасси и не только.
В целом, чего уж скрывать, я и сам выражаю жёсткий скепсис, например, о танках Leopard 1. Но, вернёмся к корветам Ada, суммарной стоимостью чуть более 500 млн евро. И вправду, неужели эти деньги нельзя было потратить на, что-то нужное украинской армии прямо здесь и сейчас?
Нет. Нельзя.
Дело в том, что большая часть критиканов позабывала о том, что первый корвет типа Ada «Гетман Иван Мазепа» был заложен не вчера или неделю назад, а в сентябре 2021, согласно контракту на строительство в Турции двух кораблей. А недавняя закладка второго корвета проходила с уже готовой частью корпуса, таковы традиции в Турции. Это я всё к чему?
Это я всё к тому, что деньги по контракту уплачены. Причём первые перечисления начались ещё до начала полномасштабного вторжения.
Теперь, к вопросу, надо ли вообще корабли такого класса?
Дискуссии о форме и составе ВМСУ велись ещё задолго, до полномасштабной войны, особо активно в период гибридной, с 2014 года. Рассматривались разные концепции ВМСУ, так называемый «москитный флот» и «волчья стая», но в целом, никто не отрицал необходимость строительства кораблей водоизмещением до и более 1 тыс тонн, но не однотипные или же более крупные чем класса фрегат.
Корабли класса «корвет» идеально вписывались в эту концепцию, гарантируя полный спектр обеспечиваемой на море безопасности. В частности, корвет типа Ada имеет возможность бороться не только с надводными объектами, посредством ПКРК "Harpoon" или «Нептун», участвовать в операциях по обнаружению и борьбе с подводными целями, а так же обладает какой никакой, но ПВО в виде ЗРК RIM-116.
Но важно несколько другое.
Все мы прекрасно понимаем, что пока длится война, этот корабль мы не сможем получить в своё пользование и разместить в одном из наших портов. Ведь в таком случае корабль тут же станет целью №1 для атак с боку россии. Но, так или иначе, война закончится. И вряд ли российский черноморский флот выйдет из этой войны без серьёзных потерь. Скорее, наоборот, до момента завершения он их понесёт ещё не мало.
Скажу даже больше. Я не исключаю, что к моменту завершения войны Черноморский флот уже не сможет называться таковым и даже флотилией. В свою очередь, у Украины будет готовый и боеспособный флот.
Ведь если кто забыл, то не только два корвета типа Ada строятся в Турции для нас. В Великобритании нас уже ожидают два минных охотника типа Sandown, а так же не забываем о проекте быстроходных катеров P50U, носителей ПКРК «Нептун». В США нас ожидает патрульный катер «Айленд» и Mark IV. Вырисовывается неплохой такой стартовый набор.
Помимо этого, я не исключаю, что после освобождения полуострова Крым, нас там ожидают и морские трофеи.
А потому, с мыслями о победе и будущем ВМСУ — да, корветы типа Ada нам надо. Не сегодня, завтра, но надо.