- Думаешь, выборы в следующем году будут?
- Не знаю, но потенциальные кандидаты усиленно к ним готовятся.
- Как?
- Они со своей обслугой начинают мочить друг друга, особенно главного конкурента.
- Да, вчера даже не смогла досмотреть до конца [фамилия популярного спикера]. Сплошной пиар себя и обвинение других.
- Справедливости ради, ему тоже достается от конкурентов. И в этом радостно участвуют кремлевские тролли. Недавно они освоили украинский язык. Пока с багами, но ботоводы их потихоньку фиксят.
- Но это же плохо во время войны!
- Да, но у нас на выборах избиратели пока голосуют не за лучшего из лучших, а выбирают худшее из двух зол. Поэтому политики пытаются представить конкурентов абсолютным злом.
- Почему?
- Потому что это признаки вертикального и горизонтального общественного договора. У нас, если что, вертикальный договор.
- Опять ты за свое!
- Ладно, не буду.
После паузы.
- И за кого голосовать? Я, например, ни за что не проголосую за [фамилии кандидатов, за которых она голосовала на прошлых и позапрошлых выборах].
- Не важно за кого, важно как. Существующий способ приводит к отрицательному отбору кандидатов. Значит нужно менять способ, а не фамилии в бюллетене.
- Это как?
- На рынках с асимметрией информации конкурентное преимущество получают продавцы, которые обманывают покупателя и продают ему некачественный товар по неконкурентной цене.
- Опять!?
- Ты меня почему выбрала среди других мужчин?
- Потому что ты умный)
- Значит, сама виновата. Если бы ты сделала другой выбор, не пришлось бы терпеть мои заумности.
- Ладно, продолжай.
- Премию имени Нобеля по экономике в 2001 году присудили за исследование рынка подержанных машин в США. Покупатели не могли оценить скрытые дефекты авто из-за недостатка информации и ориентировались на рекламу продавцов. Продавцы при этом имели всю информацию. Но конкурентное преимущество получали не те продавцы, которые четно сообщали о состоянии автомобиля и выставляли конкурентную цену, а те, которые скрывали недостатки, рекламировали несуществующие достоинства и критиковали честных продавцов.
- Но мы же не подержанную машину на выборах покупаем?
- Объективные закономерности человеческого поведения действуют и на выборах. А за сумму наших налогов, которые мы передаем в управление победившему кандидату, можно купить неплохой трехлетний автомобиль.
- И что делать?
- Нобеля вручили не только за исследование, но и за предложенные способы вернуть конкурентное преимущество добросовестным участникам рынка. Не буду нагружать тебя подробностями, просто прими, как факт - важно не из кого, а как мы выбираем.
- И как недобросовестные продавцы политиков нами манипулируют?
- Простой способ очевиден - хвали себя, ругай конкурентов. Например, на прошлых президентских выборах штаб одного из кандидатов выбрал стратегию - "Наш кандидат за Украину, все остальные агенты Кремля!"
- Но это же ужасно!
- Зато работает на выборах с асимметрией информации.
- Но это же опасно(
- Ага. Мой прикрепленный пригожинский тролль на одних своих бот-аккаунтах повесил аватарку этого кандидата, а на других - его соперника. И сеял раздрай между сторонниками кандидатов, чтобы усилить существующий внутренний раздрай.
- И как с этим бороться?
- Когда ты покупаешь картошку на рынке, тебя же сложно убедить купить порченную картошку по завышенной цене? Никакие тролли не справятся с этой задачей. Вот и с политиками нужно так же.
- Например?
- Накануне местных выборов ко мне в друзья в Фейсбуке начали стучаться милые девушки с пустыми профилями, зарегистрированными в один день. На одесских форумах они хвалили одного из кандидатов. И крыши он ремонтирует, и пенсионерам помогает. То же было на билбордах и в бесплатных газетах, которые раздают пенсионерам. Одна наша знакомая при встрече начала вторить комментариям троллей. Предложил ей зайти на сайт НАЗК и посмотреть официальную декларацию кандидата. Яхта, драгоценности, автопарк, сотни миллионов на счетах и тысячи метров одесской недвижимости у экс-депутата трех созывов горсовета, не получающего за это зарплату. Знакомая задумалась. А могла бы сразу сходить на сайт НАЗК.
- Это сложно.
- Когда доверяешь политику сотни тысяч своих налогов, можно потратить час-другой и погуглить декларации кандидатов.
- Мы не считаем свои налоги. И не считаем их своими.
- Это и нужно менять.
- Так они что-то новое придумают!
- Да, в этом они мастаки. Например, на выборах-2019 наш мэр был под следствием. Поэтому на словах он поддерживал тогдашнего президента. Но в городе перед выборами раскопали по одной полосе на оживленных трассах и бросили. Пассажиры стояли в пробках и материли власть. В результате действовавший президент и его партия получили минимум по всей Украине.
- Но ведь это же и для мэра плохо?
- Местные выборы были через год. К тому времени ямы засыпали и заасфальтировали. Жители выдохнули и переизбрали мэра. Хотя, там тоже был политтехнологический квест. Мэр по опросам не побеждал в первом туре, а во втором проигрывал оппозиционному кандидату. Тогда ему во второй тур вывели спойлера со схожей риторикой, только более радикальной - защита русского языка, памятника Екатерине, улицы Маршала Жукова, 9 мая и т.д. В бесплатных газетах пенсионерам объясняли, что "это крысы американского обкома пытаются поссорить Россию и Украину!" Распускали слухи, что их хотят продать на органы в страны НАТО. И только кандидат-спойлер их защитит от всех угроз.
- Ужас! И это на шестой год войны. Создать проблему, а потом предложить ее решить. И люди ведутся на это(
- Да, это классика спецслужб.
- Причем спецслужбы к одесской мэрии?
- При том, что тогда она находилась на политтехнологическом аутсерсинге Управления внутренней политики Администрации президента РФ.
- Внутренней?
- Конечно. Они же считают Одессу частью "русского мира". Весной прошлого года российские генералы говорили о сухопутном коридоре до Приднестровья и планировали высадить десант, чтобы "защитить нас от нацистов".
- Как Мариуполь "защитили"?
- Иначе они не умеют.
- И что делать?
- Продвигаю на разных форумах дать гражданам возможность самостоятельно администрировать пару процентов своих налогов. На помощь волонтерам, академическую науку, церковь, поддержку журналистов и т.д. Не заставить, а сообщить общую сумму налогов за месяц и дать возможность распорядиться их частью.
- И как это спасет Одессу от бомбардировок?
- Вот ты переводишь небольшие суммы волонтерам?
- Да. Потом хожу горжусь собой)
- И что ты чувствуешь, когда одесский горсовет тратит сотни миллионов на коррупционно привлекательные цели?
- Думаю, сколько полезного можно было бы купить для ВСУ.
- А раньше что ты думала?
- Ничего, просто возмущалась. Но чаще даже не следила за этим.
- Вот! Донаты состыковали тебя с тратами горсовета. Дали "линейку", с помощью которой ты можеш сравнить их с небольшими суммами из твоего личного бюджета и тем, сколько полезного на эти суммы можно сделать. Точно так же донаты небольших сумм из налогов состыкуют граждан с налогами.
- И как это защитит граждан от обстрелов?
- Сначала из горсовета исчезнут коррупционеры. За них просто не проголосуют. С коррупционерами исчезнут [перечисление политпроектов УВП АП РФ в одесском горсовете]. У агрессора в Украине просто не будет кадров, которые станут колаборантами после оккупации. Не будет СМИ, финансируемых из коррупционной наценки и распространяющих нарративы агрессора. После этого в Кремле вычеркнут нас из "русского мира" и запишут в "неисправимых бандеровцев", которых оккупировать себе дороже.
- Даже при том, что в Одессе говорят по-русски?
- Одесса - двуязычный город. По опросам 99% знают русский и 92% украинский. Но в данном случае это не важно. Важно, не на каком языке ты говоришь, а что ты думаешь и говоришь.