Начиная с 2021 года, Армения стала расширять ареал военно-технического сотрудничества с другими странами, для восстановления своей милитарной компоненты, понесшей тяжёлые потери по результатам 44-дневной войны в Карабахе. Расширение это стало следствием того, что Россия, готовившаяся на тот момент к полномасштабной войне с Украиной, не могла, да и особо не изъявляла желания предоставить необходимую номенклатуру вооружений для компенсации понесённых потерь. И это нежелание было обусловлено не только подготовкой Москвы к большой войне, но и откровенной неприязнью к правительству Никола Пашиняна.
Оказавшись в столь сложной ситуации, Ереван стал искать новых партнёров в вопросах военно-технического сотрудничества (ВТС), и одной из первых откликнулась Индия. Буквально сразу после 44-дневной войны, в январе 2021 года, Армения приобрела индийские наземные радиолокационные станции обнаружения артиллерийских позиций Swathi Weapon Locating Radar (WLR).
РЛС Swathi WLR имеет ФАР и работает в С-диапазоне. Данная станция позволяет быстро и точно, в автоматическом режиме, определять локацию ведения огня артиллерией противника. По дальности, минометные выстрелы калибра от 81-мм фиксирует на расстоянии до 20 км, артиллерийский выстрел от 105-мм — до 30 км, пуски РСЗО калибром от 120-мм — до 40 км.
В дальнейшем Индия стала одним из основных законтрактованных поставщиков вооружений Армении. Речь идёт, например, о контрактах на поставку 214-мм реактивных систем залпового огня Pinaka, противотанковых ракетных комплексов «Naq», 155-мм буксируемых гаубиц ATAGS (Advanced Towed Artillery Gun System), комплексов для борьбы с БПЛА и т.д.
Только за прошедший год военно-технические контракты Армении с Индией превысили сумму в 650 млн долларов.
На такое взаимодействие весьма ревностно отреагировала Россия, которая отказалась предоставлять свою территорию для отправки индийского орудия в Армению, но тут вполне ожидаемо поддержал такое сотрудничество Иран, и на сегодня погранично-пропускной пункт Нурдуз стал основным транзитным центром для таких поставок.
В данном контексте следует отметить, что между Ереваном и Тегераном также поддерживаются довольно тесные отношения, но Армения не спешит закупать оружие у Исламской Республики, как это делает Россия, а пользуется в основном её логистикой. Это обусловлено тем, что Армения в настоящее время усилила дрейф на Запад, выходя из орбиты влияния России, а настолько глубокое сотрудничество в военной сфере с обложенным десятилетиями санкциями Ираном явно не понравилось бы ни Вашингтону, ни армянскому лобби в Брюсселе.
А потому на данном этапе Армения пользуется, в первую очередь, иранской логистикой, что, с другой стороны, у Минфина США уже должно вызывать не двусмысленные вопросы, но пока их нет.
Но, возвращаясь к индийскому вопросу, стоит упомянуть и о том, что не так давно индийский генерал-майор в отставке Ашок Кумар, непосредственный участник Каргильской войны 1999 года между Индией и Пакистаном, отметил, что Индия могла бы создать в Армении “Учебную группу индийской армии” (IATT), что полностью отвечало бы интересам как Еревана, так и Нью-Дели.
Заявление это не относится к официальной риторике, опять-таки генерал-майор в отставке, но есть нюанс. Обычно офицеры такого уровня в отставке являются ретрансляторами неофициальной позиции командования или руководства страны, что не редкость и даже не секрет.
В заявлениях данного экс-генерал-майора явно просматривается намёк на поддерживаемое Индией сепаратистское движение в Восточном Пакистане, где при прямом содействии индийской стороны в 1971 году развязалась война, проигранная Пакистаном, не имевшего прямого сухопутного коридора с провинцией. Результатом этой войны стало создание Бангладеша, целиком и полностью контролируемого Нью-Дели.
То есть Нью-Дели видит перспективу в поддержке Армении в вопросах восстановления контроля над Карабахом по “Бангладешскому” сценарию? Слишком амбициозно, но в формате создания в регионе системы противовесов, в частности Пакистану, с централизацией угроз на Южном Кавказе для Азербайджана, вполне реалистичный сценарий.
Кроме того, следует упомянуть ещё несколько партнёрских отношений Армении с другими странами. Например, с Францией, с которой контакты у Еревана всегда были на очень высоком уровне и, по сути, Париж является главным лоббистом армянских интересов в Европе. В течение 2023 года и вовсе между Арменией и Францией был заключен целый ряд контрактов, призванных исправить бедственное положение армянской армии с милитарной компонентой.
А буквально на днях министр обороны Греции Никос Дендиас встретился в Афинах с министром обороны Армении Суреном Папикяном. В рамках этой встречи было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве.
Собственно, какие можно сделать выводы?
А вывод довольно-таки простой – через Армению выстраивается туркофобская ось. Франция – страна находящаяся, мягко говоря, не в лучших отношениях с Турцией. Греция, и вовсе являющаяся историческим антагонистом Турции. Индия поддерживает сдержанно-позитивные отношения с Турцией, но тем не менее становится основным поставщиком оружия Армении, проявляющей явные недружественные вибрации в сторону исторического союзника Анкары – Баку. При этом Нью-Дели пытается через такую поддержку расширить своё влияние, опираясь на опыт противостояния с Пакистаном, являющегося союзником Азербайджана.
Отдельная история – это Иран, который не передаёт Армении вооружение, но логистика которого открыта для поставок индийского вооружения армянской армии, усиление которой в иранских же интересах.
Армения очень быстро нашла замену поставкам российского оружия. Конечно, совершенно иного порядка вопрос унификации этого вооружения, но это вторично. Первично то, что основой военно-технического сотрудничества Армении нового формата становится туркофобский фундамент, что явно не указывает на воцарение в перспективе на Южном Кавказе определённости и стабильности.