В парижском театре Одеон состоялся творческий вечер белорусской писательницы и лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич.
Как отметила писательница, она прошла советский путь и, видимо, освободилась от него после войны в Афганистане. Но определенное наследие осталось.
"Вот и сегодня, когда я шла по улицам Парижа, я видела нищих, просивших милостыню. Или цыгане, или румыны. Ни один человек не подал им. Я очень хотела это сделать, но у меня не было мелочи. Было обидно. Я не могу пройти мимо таких людей. Кажется, это часть социализма. И таких вещей вокруг нас много. Очень хочется, чтобы всем людям было хорошо. А вообще, социализм - странная вещь. В одной стране существовал ГУЛАГ, и было такое невероятное количество идеалистов, были такие красивые песни. Когда меня спрашивают, есть ли у меня ответы - что делать дальше, - у меня нет ответов. Все это для нас болезненно и трудно", - говорит Алексиевич.
Она считает себя человеком своего поколения. Сегодня ее интересуют экзистенциальные проблемы: сплошной живой мир, сближающий человека, животных, птиц, которые тоже страдают. Ей интересно жить и заниматься своим делом.
"Я счастливый человек. Мне было страшно и одновременно интересно жить последние 30 лет. Наша жизнь интересная, и литература в том числе", - добавляет нобелевская лауреатка по литературе.
Во время творческого вечера ее спросили, могут ли нобелевские лауреаты изменить что-то в обществе, особенно в странах, где царит авторитарный режим.
По словам Алексиевич, это очень сложно.
"Мне кажется, что авторитарные режимы такими и останутся, вряд ли диктаторы ко мне прислушаются. Я за последние три недели в новом статусе (нобелевского лауреата) подписала, пожалуй, четыре письма в защиту брата Навального, украинский летчицы Надежды Савченко. Но я всегда их подписываю с отчаянием, с чувством беспомощности, что мы сегодня очень мало можем сделать.
В конце концов, мы оказываемся перед двумя вызовами. С одной стороны, нужно сопротивляться власти, а с другой, что страшнее - нужно сопротивляться своему собственному народу, у которого наступило затмение разума. Так что это очень сложно. Но это нужно делать и показывать эту поддержку тем людям, которые нуждаются в такой помощи, и, наконец, мы надеемся, что нас немало", - уверена белорусская писательница.
Во время встречи писательница также рассказала о своем творческом становлении, о поиске героев для книг, стиле письма и поделилась планами на будущее.