Прозвучавшие в Пенсильвании выстрелы, с одной стороны, поставившие под угрозу жизнь Дональда Трампа, с другой – стали для его президентской кампании настоящим подарком. Шедшие до того буквально вровень Дональд Трамп и Джозеф Байден, даже после провальных для второго предвыборных дебатов, в которых разочаровались даже однопартийцы действующего президента США, на сегодняшний день выглядят совершенно иначе. Дональд Трамп буквально вырвал авансом победу у Джозефа Байдена, а его фото через несколько секунд после выстрелов уже становится символом не только предвыборной кампании, но и для многих американцев – стойкости их убеждений.
Но резкий рост популярности Дональда Трампа и его героизация вызывают целый ряд вопросов, относительно будущей политики США в случае всё более вероятной победы республиканца на выборах. В частности, будущей политики США относительно Украины.
Тучи сгущаются
Дело в том, что Трамп очень часто высказывался, вроде как, против помощи Украине, намекал, что при нём бы война никогда не началась, и в целом, его риторику очень часто называют откровенно пророссийской.
Кроме того, именно трампистское крыло республиканцев стало инициатором блокирования выделения помощи Украине осенью 2023 года, которое затянулось до весны 2024 года! Эта задержка имела катастрофические последствия в зоне БД, поскольку спровоцировала критический дефицит в артиллерийских боеприпасах, что повлияло на оборону Авдеевки. Прямо говоря, падение Авдеевки стало возможным именно из-за тех условий, которые спровоцировали блокирование помощи республиканцами.
Если бы помощь вообще не возобновилась, то в течение 2024 года мог бы произойти обвал фронта на одном из участков и глубина прорыва российских войск, например, на Покровском направлении составила бы не 10-15 километров, а более 30 км с выходом на сам Покровск. Линия боестолкновений по всему фронту изменилась бы не в пользу Украины и продвинулась бы западнее, практически на каждом участке.
Согласно примерным подсчётам, без возобновления помощи от США потери территории Украины за первое полугодие 2024 могли бы превысить 2 тысячи квадратных километров, а до конца года потери превысили бы 5 тысяч квадратных километров. А буквально на днях Трамп объявил кандидатуру будущего вице-президента, которым в случае победы республиканца станет Джей Ди Вэнс, известный тем, что выступает категорически против поддержки Украины. Как видим, позитивных перспектив для Украины, исходя из только вышеперечисленного, если не немного, то вообще – нет. Или на самом деле ситуация видится не настолько пессимистично?
Две стороны медали
Когда Трамп баллотировался в президенты в первый раз и его оппонентом была Хиллари Клинтон, в России крайне радостно воспринимали кандидатуру республиканца. В России Трампу было присвоено звание козацкого атамана, названо его именем несколько улиц и все ожидали от него смягчения санкций для РФ и признания Крыма российским.
А что получилось по итогу? За время президентства Трампа против России были введены самые жёсткие на тот момент санкции. При Трампе в Украину начались поставки первого летального оружия – ПТРК Javelin. Трамп развернул экономическую войну с Китаем, что не только подорвало стабильность Поднебесной, но и повлияло на РФ. Фактически за время своего первого президентского срока Дональд Трамп не сделал ровным счётом ничего, чтобы России стало комфортнее и проще, а как раз наоборот. Странно, что российская сторона, неистово сейчас поддерживающая Дональда Трампа, забыла этот болезненный опыт и наступает сейчас на те же грабли в очередной раз.
Что же до блокирования помощи Украине, то это, безусловно, позорная страница в истории республиканской партии, но обусловленная не столько нежеланием помогать украинскому народу в его борьбе с захватчиками, сколько попыткой вырвать для себя победу у демократов авансом, заставив их пойти на уступки по миграционной политике. Блокирование помощи Украине, а также Израилю и Тайваню – это история не про Украину, Израиль и Тайвань, а про конгрессменов и сенаторов – внутреннюю политику и перспективу победы. Но, что самое интересное, как только рейтинг республиканцев стал падать, поскольку электорату не нравилось, как республиканцы шантажируют демократов на украинской теме, они сразу же дали заднюю. Общественное мнение и рейтинги творят чудеса! А буквально через пару недель именно республиканцы громче всех кричали о предоставлении украинской армии возможности применять западное оружие по территории России.
Парадокс? Нет, внутренняя политика. Джей Ди Вэнс. Будущий вице-президент, выступающий против помощи Украины. Его называют настоящим кошмаром для Киева, но и тут есть нюанс. Не так давно, в 2016 году, Джей Ди Вэнс называл тогда ещё кандидата в президенты США Дональда Трампа “американским Гитлером” и неонацистом. Джей Ди Вэнс известен тем, что в зависимости от складывающихся обстоятельств крайне быстро меняет свою позицию, иногда на абсолютно противоположную. Кроме того, громко звучащий пост «вице-президент», это формальная должность, в рамках которой занимающий её не принимает абсолютно никаких жизненно важных решений. Вице-президент в США – это такой себе запасной президент на случай неожиданной кончины действующего руководителя страны.
Make America great again
Два самых больших опасения заключаются в том, что приход к власти Трампа не только заблокирует американскую помощь Украине, но и станет апофеозом принуждения к миру, причём даже на условиях России. Но возникает вопрос: как на фактическом проигрыше в войне, в которой противник практически истощён, можно войти в историю победителем? Трамп известен не только тем, что он популист и любитель игры на публику, эдакий шоумен высшего политического звена, но и тем, что он тщеславный, самовлюблённый человек. По его же словам, никто ничего не может сделать лучше, чем он, и сам же Трамп неоднократно заявлял, что при нём бы война в Украине никогда бы не началась. Девиз Трампа “Make America great again” (Сделаем Америку великой снова) лакмусовой бумагой отражает то, чего хочет достигнуть этот человек. А величия в поражении быть не может.
Пока в европейской части материка все обеспокоены приходом цунами Дональда к власти, в азиатской – не меньше. В Китае уже просчитывают вероятные убытки от “Экономической войны 2.0”, которая будет неизбежна.
В свою очередь, для Дональда Трампа открывается небывалая историческая перспектива стать одним из тех президентов, который был бы причастен к победе уровня Второй мировой войны, да ещё и в контексте противостояния США-Россия. Человек с настолько гипертрофированно завышенными амбициями, как Трамп, откажется поставить точку в войне, в которой не смогли поставить предыдущие президенты США, с позиции именно победителя, а не голубя мира, чего история точно не оценит.
Выводы. Дональд Трамп – очень сложная политическая фигура, приход к власти которой будет иметь своё влияние на Европу, страны Азии и, конечно же, войну Украины и России. Но ровно настолько, насколько сама фигура Трампа неоднозначная, говорить об однозначности его внешней политики также не приходится. Но стоит признать и то, что победа Трампа вынудит Украину менять и свою внешнюю политику с учётом особенностей амбициозного республиканца, порою выходящего далеко за пределы традиционной дипломатии и уставного поведения. Если это удастся Киеву в ближайшей перспективе, то поддержка Трампа может оказаться куда существеннее, нежели та, которую оказывали США при президентстве Байдена.