"ПОСЛЕ КУРСКА" - Анатолий Стреляный

"ПОСЛЕ КУРСКА" - Анатолий Стреляный

Одно из интереснейших последствий военных действий на одной из российских земель оказалось связанным с Чечнёй, с её местом в современном русском и российском сознании и даже с её, Чечни, судьбой.

Я застал чеченов в Северном Казахстане, встречался с ними и в самой Чечне во время Первой чеченской войны, как она называется.

Чечены – не лучше и не хуже бывших советских народов, если употребить бессодержательное, но живучее слово «народ». По западным меркам, это не совсем современный народ, как, впрочем, и русский. У русских «в крови» своя не-совсем-современность, у чеченов – своя. Та русско-чеченская война, которую я видел вблизи, была столкновением двух не совсем современных народов. Чеченов она несколько осовременила, русских, как выясняется, скорее наоборот.

Чечены постарались избежать прямого участия в боях с украинцами в Курской области РФ. Почему? Потому же, почему они примерно так ведут себя и в Украине, в составе российской армии. Самая общая причина – на поверхности: это не их война. Чечену погибать в войне русских и украинцев – дураком надо быть, а он отнюдь не дурак. Так настроено и его высшее руководство, хотя вслух об этом оно не говорит даже наедине с собой. Именно для отвода русских глаз оно уже столько лет и пускает пыль в эти глаза.

И вот русские вдруг протёрли свои гляделки. До них дошло, что чечены в форме российской армии не только не хотят, но и не умеют воевать, потому что никогда не хотели этому учиться – поскольку, опять же, не дураки снизу доверху. Если вам хорошо платят (и терпят ваши выходки) просто за то, что вы изображаете из себя что-то особенное и охотно служите пугалом, то почему же не поиграть в эту игру?

Теперь к чеченам в России станут относиться несколько иначе, и везде, от Москвы до самых до окраин. Осмелеет в отношениях с ними и Кремль. Что-то намотает на свой ус и татарин, и башкир, не говоря о калмыке и якуте. А главное – несколько иначе станут себя чувствовать и вести они сами, чечены, и не только в России.

… Ни к селу, ни к городу вспомнилась «Казачья колыбельная песня» Михаила Лермонтова.

По камням струится Терек,

‎Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

‎Точит свой кинжал;

Но отец твой — старый воин,

‎Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

‎Баюшки-баю.

И другое того же автора.

И дикий крик и стон глухой

Промчались в глубине долины.

Недолго продолжался бой,

Бежали робкие грузины!

Я, кажется, первый в мире обращу здесь правильное внимание на то, о чём говорится дальше.

Затихло все, теснясь толпой,

На трупы всадников порой

Верблюды с ужасом глядели.

И глухо в тишине степной

Их колокольчики звенели.

Разграблен пышный караван,

И над телами христиан

Чертит круги ночная птица!

Неужели до вас не дошло то, что до меня? Грузины-то робкие, они бежали и, следовательно, остались живы, а что стало с русскими христианами (хотя и грузины той же веры)?!