Одно из интереснейших последствий военных действий на одной из российских земель оказалось связанным с Чечнёй, с её местом в современном русском и российском сознании и даже с её, Чечни, судьбой.
Я застал чеченов в Северном Казахстане, встречался с ними и в самой Чечне во время Первой чеченской войны, как она называется.
Чечены – не лучше и не хуже бывших советских народов, если употребить бессодержательное, но живучее слово «народ». По западным меркам, это не совсем современный народ, как, впрочем, и русский. У русских «в крови» своя не-совсем-современность, у чеченов – своя. Та русско-чеченская война, которую я видел вблизи, была столкновением двух не совсем современных народов. Чеченов она несколько осовременила, русских, как выясняется, скорее наоборот.
Чечены постарались избежать прямого участия в боях с украинцами в Курской области РФ. Почему? Потому же, почему они примерно так ведут себя и в Украине, в составе российской армии. Самая общая причина – на поверхности: это не их война. Чечену погибать в войне русских и украинцев – дураком надо быть, а он отнюдь не дурак. Так настроено и его высшее руководство, хотя вслух об этом оно не говорит даже наедине с собой. Именно для отвода русских глаз оно уже столько лет и пускает пыль в эти глаза.
И вот русские вдруг протёрли свои гляделки. До них дошло, что чечены в форме российской армии не только не хотят, но и не умеют воевать, потому что никогда не хотели этому учиться – поскольку, опять же, не дураки снизу доверху. Если вам хорошо платят (и терпят ваши выходки) просто за то, что вы изображаете из себя что-то особенное и охотно служите пугалом, то почему же не поиграть в эту игру?
Теперь к чеченам в России станут относиться несколько иначе, и везде, от Москвы до самых до окраин. Осмелеет в отношениях с ними и Кремль. Что-то намотает на свой ус и татарин, и башкир, не говоря о калмыке и якуте. А главное – несколько иначе станут себя чувствовать и вести они сами, чечены, и не только в России.
… Ни к селу, ни к городу вспомнилась «Казачья колыбельная песня» Михаила Лермонтова.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой — старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
И другое того же автора.
И дикий крик и стон глухой
Промчались в глубине долины.
Недолго продолжался бой,
Бежали робкие грузины!
Я, кажется, первый в мире обращу здесь правильное внимание на то, о чём говорится дальше.
Затихло все, теснясь толпой,
На трупы всадников порой
Верблюды с ужасом глядели.
И глухо в тишине степной
Их колокольчики звенели.
Разграблен пышный караван,
И над телами христиан
Чертит круги ночная птица!
Неужели до вас не дошло то, что до меня? Грузины-то робкие, они бежали и, следовательно, остались живы, а что стало с русскими христианами (хотя и грузины той же веры)?!