В четверг, 26 ноября вступили в силу скандальные поправки к Трудовому кодексу.
Согласно им, теперь нельзя отказать в трудоустройстве из-за неподходящего возраста, пола, нетрадиционной ориентации, а также беременным. «Вести» проверили, как сегодня работодатели выполняют закон.
Девушки за 30 — не формат
На сайтах по трудоустройству мы обнаружили совсем мало вакансий с запретными ограничениями. Если раньше чуть ли не в половине предложений о работе указывался возраст, а реже — пол, то вчера таких объявлений нам удалось найти с три десятка из полутора сотни.
В первой вакансии помощника руководителя требовалась девушка до 27 лет с опытом работы. По телефону менеджер по кадрам стала задавать вопросы: какой опыт работы, есть ли диплом с отличием, вредные привычки, дети... «Кстати, а мне 30 лет», — уточнили мы. «Значит вы нам не подходите. У нашего работодателя четкое требование — до 27 лет. Коллектив у нас молодой и амбициозный», — отрезала менеджер.
В другой вакансии искали девушку в сферу хостес (лицо компании). Среди требований: рост — 170 см, хорошая форма, без татуировок и пирсинга, возраст — от 22 до 27 лет. И все было хорошо, пока мы не сообщили о своей нетрадиционной ориентации. На том конце повисла пауза. «Да и мне еще больше 30 лет», — добавили мы. «Девушка, с нетрадиционной ориентацией можете прийти на кастинг. Таких ограничений у нас нет. А вот возраст не подходит, у нас своя специфика», — заявила менеджер по кадрам.
Нетрадиционные воспитатели
Следующая наша легенда: девушка, выпускница университета, ищет работу. В Госрезерве приветливо откликнулись на наш звонок. Как оказалось, возраст кандидата на должность главного специалиста сектора реформирования и взаимодействия со СМИ в Госрезерве совершенно неважен.
Главное — профильное образование и минимальный опыт. В столичном жэке, правда, сказали, что у них вакансии недействительны: «У нас сокращения, увольняют в основном людей в возрасте. Позже позвоните, молодым у нас везде дорога».
А вот одному крупному банку мы представились соискательницей на четвертом месяце беременности. По новым правилам нам не имеют права отказать. «Ну вы же уйдете в декрет… Это надо обсуждать с руководством», — пояснила представитель Юлия.
Воспитателем-педагогом в мини-садик нас готовы были взять, несмотря на требование: возраст — старше 25 лет. «Если вы нам понравитесь, можем и взять младше», — заверили нас по телефону. Даже нетрадиционная ориентация их не испугала. «Работа и личная жизнь — разные вещи. Если работодателю не говорить, то проблем не будет», — сказала контактное лицо компании по подбору персонала Александра.
Доказать сложно
Специалисты по персоналу говорят: ничего нового эти изменения не дали. Даже если в вакансиях не будут указывать запретные данные, отбор будет по тем же правилам.
«Работодатели уже давно об этом предупреждены. Но есть и исключения. Например, как можно взять в магазин женского белья продавцом парня? Или ищут консультанта в магазин, где восемь часов нужно работать стоя. Конечно, молодой девушке это легче, чем 58-летней женщине. Но я знаю ситуации, когда искали молодую помощницу директору, а выбрали 45-летнюю мать троих детей, потому что у нее хороший опыт. Ну и если вы хороший сотрудник, то на вашу ориентацию не обратят внимания», — говорит контент-эксперт кадрового портала rabota.ua Татьяна Пашкина.
Юрист Роман Марченко считает: «Доказать, что вас уволили именно из-за нетрадиционной ориентации или религиозных взглядов, сложно. Работодатели не называют истинных причин».
vesti-ukr.com