Запад переоценивает российскую мощь в Сирии и недооценивает российскую угрозу Украине и Европе. При этом оба кризиса связаны между собой, считает Инго Маннтойфель.
В уходящем 2015 году президенту России Путину и его стратегам по внешней политике, судя по всему, удалось, используя испытанные еще советской армией и КГБ методы маскировки, отвлечь внимание Запада от настоящей цели Москвы.Ставка в Сирии повышена
Военное вмешательство России в Сирии удивило и даже немного напугало Запад. Путину удалось создать впечатление (внешне-) политической силы. Не следует, однако, забывать, что главный секрет этой кажущейся силы - очевидная слабость США и Евросоюза. Целых 4 года они не решались всерьез взяться за урегулирование сирийского конфликта. Лишь кризис с беженцами, угроза террора со стороны ИГ и появление российских военных заставили Запад встряхнуться и принять более решительные меры.
Но и переоценивать влияние России в Сирии не стоит. У России, как постоянного члена Совета Безопасности ООН, всегда было достаточно способов ставить палки в колеса внешней политики Запада. Укрепив свою военно-воздушную базу в Латакии и нанеся несколько ударов крылатыми ракетами морского базирования, Кремль повысил ставку в игре. Но пусть это внешнеполитическое раздувание щек никого не обманывает: Москва и раньше оказывала военную и дипломатическую поддержку своему подопечному Асаду.Как бы то ни было, новый миропорядок Москва своей операцией в Сирии не установит - слишком запутано положение на Ближнем Востоке, слишком много конкурирующих региональных держав и группировок борются там за власть. Стратеги в Москве это, надо полагать, тоже понимают. Однако приятным бонусом военной операции в Сирии является возмущенная реакция заклятого врага России - США и еще более разгневанная - Саудовской Аравии. В конце концов, ведь именно Саудовская Аравия в первую очередь обрушивает столь важные для России цены на нефть.
Украина как джекпот
Однако усиление российского вмешательства в Сирии можно понять только сквозь призму событий на Украине. Владимир Путин хочет, с одной стороны, добиться ослабления санкций против России, а с другой - дестабилизировать Украину и тем самым закрыть ей дорогу в Европу. Для этого и нужны зависящие от Москвы квазигосударственные образования на востоке Украины - так называемые "народные республики" ДНР и ЛНР. Полная реализация соглашения Минск-2 и восстановление контроля Киева над своей границей с Россией поставило бы под вопрос их существование. Опять-таки, от выполнения минских соглашений зависит отмена западных санкций.
И тем не менее ожидать реализации минских соглашений в наступающем году не приходится. Вместо этого Россия стремится к тому, чтобы Донбасс оставался "замороженным конфликтом". На руку Москве при этом и политика Киева, который не решается пойти на предусмотренные минскими соглашениями конституционные реформы, расширяющие автономные права регионов, в первую очередь, на востоке страны.Планы России на 2016 год
Таким образом, первоочередная задача российской внешней политики в наступающем году - взвалить вину за крах минских соглашений на руководство Украины и, одновременно, выступить в Сирии в роли более или менее надежного партнера Запада.
Кремль надеется, что Евросоюз, сплоченность которого подорвана кризисом в Греции, волной беженцев, террористической угрозой и укреплением антиевропейских сил, ослабит или вовсе отменит санкции. Так ставка Путина на сирийскую карту могла бы принести максимальный выигрыш.
Автор: Инго Маннтойфель, руководитель отдела Европы и главный редактор русской редакции DW